Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф93889
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости упорядочивания правил оборота всех видов оружия и патронов к нему

Необходимо введение в ФЗ Об оружии права на приобретение всех видов не запрещенных к обороту патронов к оружию, подходящих к конкретному виду оружия, представляющих равную степень опасности в сравнении с любыми разрешенными к обороту патронами к данному оружию владельцами всех видов огнестрельного, сигнального и иного оружия, или любыми лицами, поскольку ФЗ Об оружии разрешено приобретение без разрешения на оружие только патронов к видам оружия, приобретаемым без лицензии, предусмотренным ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, а патроны огнестрельному и иному оружию, приобретаемому по лицензии, и подлежащему регистрации в Росгвардии, приобретаются по разрешениям на соответствующие виды оружия или по лицензии на коллекционирование оружия, но их приобретение по данной лицензии не указано в самом ФЗ Об оружии и, в соответствии с Правилами оборота гражданского, служебного оружия и патронов к нему, они не могут быть использованы в оружии, но отдельных запретов и мер ответственности за использование коллекционируемых патронов в оружии законным владельцев оружия или другим лицом ФЗ Об оружии, КоАП и УК РФ не предусматривают (если патрон имеет культурную ценность, - возможна ответственность по ст. 243 УК РФ). При этом существенно различаются правила приобретения и иного оборота патронов к различным видам нелетального оружия, к огнестрельному гладкоствольному оружию и огнестрельному оружию с нарезным стволом, а огнестрельное гладкоствольное оружие, изготовленное под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом, запрещено к обороту в РФ, но не указано определений патронов к такому огнестрельному оружию и критериев различия патронов нарезному и гладкоствольному оружию и холостых патронов к огнестрельному и иному оружию. Фактически оборотоспособность патронов к оружию определяется сертификатом на них или заключением эксперта.
При этом в свободном обороте находятся строительно-монтажные патроны, не отнесенные к патронам к оружию, и предусмотрено право любых лиц на приобретение без лицензии и других разрешительных документов сигнальных пистолетов и револьверов, предназначенных только для подачи сигналов с использованием сигнальных или строительных патронов калибра не более 6 мм, сигнальных устройств, не являющихся пистолетами или револьверами, и сигнальных ракет, а также охолощенного оружия, патронов к нему, и аэрозольных устройств, отнесенных к оружию самообороны, предназначенных для использования холостых патронов, содержащих только капсюль и различных видов патронов, содержащих капсюль и небольшое количество пороха («УДАР», «Добрыня» и др.). Формально указанные патроны не отнесены к патронам и являются элементами данных аэрозольных устройств (БАМами).
Более того, ФЗ Об оружии в ст. 13 разрешен свободный оборот сигнальных пистолетов, револьверов и патронов к ним, которые не могут быть использованы в качестве огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения или газового оружия, и не указано на возможность использования в данном или ином оружии капсюлей вместо патронов.
В ФЗ Об оружии отсутствуют специальные ограничения и запреты на приобретение патронов к оружию, имеющему культурную ценность, иному оружию, правила приобретения которого отсутствуют (в частности, к спортивному гладкоствольному короткоствольному оружию), и к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, но четкие критерии отличия данных патронов от иных патронов и правила их оборота отсутствуют. При этом существуют данные виды оружия, предназначенные для использования патронов к оружию, приобретаемому по лицензии и подлежащему регистрации в Росгвардии. Это означает отсутствие возможности приобретения патронов к ним без приобретения оружия, приобретаемого по лицензии, подлежащего регистрации в Росгвардии, и получения на него разрешения.
При этом иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на приобретение патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, исходя из отсутствия у них права на регистрацию приобретенного оружия и получение разрешения на него, а также отсутствие у лиц без гражданства права на приобретение гражданского оружия.
Таким образом, введение ограничений на приобретение и иной оборот патронов к огнестрельному и иному оружию не способствует пресечению бесконтрольного оборота опасных предметов, но влечет ограничение прав владельцев целого ряда видов оружия, предоставляя право на приобретение патронов к оружию только гражданам РФ, имеющим разрешение на хранение оружия.
При этом указанные граждане имеют право на хранение в любом количестве и использование патронов в любом оружии, не имеющим культурной ценности, находящимся в их законном владении, и на использование капсюлей в предметах, не отнесенных к оружию, а также имеют возможность заряжания ими оружия, имеющего культурную ценность, использование их в которых законно в случае имитации стрельбы из указанного оружия, не отнесенного к старинному (антикварному), или в состояниях, исключающих преступность и наказуемость деяния (необходимой обороны, крайней необходимости и т.п.).
При этом патроны к пистолетам и револьверам могут быть использованы в спортивном и охотничьем огнестрельном оружии с нарезным стволом, а ряд видов патронов к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию имеет сходство с патронами к любому огнестрельному оружию с нарезным стволом. При этом подобные виды гладкоствольного огнестрельного оружия и патронов к нему с 29 июня 2022 года будут отнесены к огнестрельному оружию с нарезным стволом и патронам к нему, если в стволе оружия имеется нарезная часть любой длины и пуле придается вращательное движение, но четкие критерии отличия патронов к оружию с нарезным стволом от патронов к гладкоствольному оружию введены не будут.
Это означает введение права на их самостоятельное снаряжение и оборот патронов, пороха и капсюлей владельцами ружей, карабинов и винтовок, в которых используются данные патроны, при отсутствии указанного права у владельцев пистолетов и револьверов или наградного оружия. Это нелогично, учитывая отсутствие опасности в праве на оборот патронов и капсюлей, а также на самостоятельное снаряжение патронов владельцами любого оружия, имеющими разрешение на его хранение, наличие контроля за указанными владельцами оружия и проявление к ним доверия со стороны органов власти, выраженного в предоставлении им права на получение соответствующих видов оружия. Поэтому необходимо как введение капсюлей в свободный оборот, так и решение вопроса о введении права владельцев любого огнестрельного оружия и других видов оружия, патроны к которым возможно безопасно снарядить самостоятельно, если это не влечет изменения их характеристик, определяющих оборотоспособность оружия и патронов к нему, на самостоятельное снаряжение патронов.
Нарушение запрета на продажу патронов к оружию влечет административную ответственность за незаконный оборот оружия и патронов к оружию правил оборота оружия (ст. 20.10 КоАП РФ), как и нарушение иных запретов на оборот. При этом незаконный оборот патронов к огнестрельному оружию отнесен к преступлениям в ст. 222 и 223 УК РФ, максимальные наказания за которые составляют с 2021 года до 5, 8, 10, 12 и 15 лет лишения свободы, а незаконные сбыт и изготовление патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения или газовым пистолетам и револьверам влекут лишение свободы на сроки до 4 и 2 лет соответственно. Оборот многих видов огнестрельного оружия является ограниченным лицензированием или запрещенным (в зависимости от их соответствия криминалистическим требованиям и положениям ФЗ Об оружии), но к огнестрельному оружию могут быть отнесены только предметы, конструктивно сходные с ним, имеющие удельную энергию выстрела металлическими снарядами не более 0,5 Дж/мм2, а предметы, имеющие меньшую удельную энергию, могут быть отнесены к сигнальному, списанному или газовому оружию либо к огнестрельному оружию ограниченного поражения или к предметам конструктивно сходным с огнестрельным оружием, но не являющимися оружием, учитывая положения криминалистических требований.
Отнесение предмета к вышеуказанным видам предметов определяется наличием в его стволе ограничителя движения пули (рассекателя) и другими его характеристиками, исключающими его отнесение к огнестрельному оружию. При этом сигнальные пистолеты и револьверы, использующие только капсюли могут быть отнесены только к сигнальному оружию, приобретаемому без лицензии, а пистолеты, револьверы и другие конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия, не имеющие в стволе ограничителя, но имеющие удельную энергию не более 0,5 Дж/мм2, могут быть отнесены только к конструктивно сходным с оружием изделиям, т.е. находятся в свободном обороте.
При этом данное значение удельной кинетической энергии является минимальным критерием только для отнесения огнестрельных устройств к огнестрельному оружию и не применяется к иным видам оружия, в которых не используются порох и (или) капсюли (луки и арбалеты относятся к метательному оружию, если имеют натяжение тетивы более 27 и 43 кгс соответственно, пружинные пистолеты, ружья, стреляющие ножи и иные подобные устройства не отнесены к оружию, одним из критериев холодного оружия является отсутствие повреждений на нем после определенного количества ударов энергией 20 – 50 Дж в сосновую доску или ударов плашмя по бревну, а пневматическое оружие с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж, приобретаемое без лицензии, и конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия могут иметь удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, если их калибры составляют менее 4,5 и 2,8 мм соответственно, либо если пневматическое устройство имеет специальное назначение при любой дульной энергии более 3 Дж (пневматическое ружье для подводной охоты, пневматический строительно-монтажный пистолет и т.п.)), и к конструктивно сходным с огнестрельным оружием изделиям, имеющим специальное назначение (строительно-монтажным пистолетам и т.п.).
Поэтому запрет свободного оборота многих видов патронов к оружию не имеет смысла необоснованно ограничивает права владельцев предметов, в которых они используется, учитывая отсутствие ограничений на оборот данных предметов и на оборот патронов к подобным предметам, предназначенным для использования патронов.
Необходимость наличия для приобретения патронов именно разрешения на хранение определенных видов оружия влечет излишние расходы владельцев оружия и распространение в обороте именно опасного огнестрельного оружия, имеющего дульную энергию более 2000 Дж, которое может быть использовано в преступных целях законными владельцами или попасть в незаконный оборот с любыми последствиями.
Таким образом, все усилия государства, направленные на борьбу с преступностью и противодействие незаконному обороту оружия, а также профилактику несчастных случаев с оружием, сводятся к нулю, учитывая увеличение количества ружей, карабинов и винтовок в законном обороте у населения и лиц, привлеченных к ответственности за незаконные действия с оружием и другими подобными предметами, и (или) владеющих оружием или другими подобными предметами незаконно.
В ФЗ Об оружии отсутствуют отдельные правила оборота патронов Флобера (без пороха) и право на снаряжение капсюлями гильз без дальнейшего их снаряжения порохом лицами, не имеющими разрешений на хранение и ношение спортивного или охотничьего огнестрельного оружия, но законно владеющими оружием, но отсутствует и запрет на свободный оборот капсюлированных гильз, а патроны к части видов оружия, приобретаемого без лицензии, изготавливаются только в виде капсюлированных гильз, не имеющих порохового заряда, пыжей и заглушек. В частности, гильзы ряда видов холостых патронов к устройству «УДАР» имеют только капсюль и не имеют заглушки. Снаряжение таких гильз капсюлями не разрешено, но и не запрещено законом, но оно не является общественно опасным деянием и не может влечь ответственности по ч. 4 ст. 223 УК РФ, другим частям данной нормы или по иным нормам УК РФ, что требует введения права любых лиц на снаряжение гильз только капсюлями и правил оборота капсюлированных гильз ко всем видам патронов, исключающих установление излишне строгих ограничений на их оборот, учитывая большую опасность полностью снаряженных патронов, чем капсюлированных гильз.
Следует отметить, что в Российской империи и СССР оборот патронов к оружию не всегда был ограничен, а ограничения не всегда касались любых патронов.
В США патроны свободно продаются в продуктовых магазинах и аптеках.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии права на приобретение патронов к оружию, подходящих к конкретному виду оружия, представляющих равную степень опасности в сравнении с любыми разрешенными к обороту патронами к данному оружию владельцами всех видов огнестрельного, сигнального и иного оружия, или любыми лицами.
При внесении данных изменений, в целях обеспечения соблюдения конституционных прав владельцев оружия и других лиц, необходимо введение четких правил оборота патронов к оружию, исключающих признание действий с ними законных владельцев оружия и других предметов, в которых они используются, незаконными, если они соответствуют законным правилам использования данных предметов, а также декриминализация незаконного оборота патронов, используемых в огнестрельном оружии и других подобных предметах, если он связан с законным оборотом указанных видов оружия и других предметов (в особенности, их заряжанием или стрельбой из них).
Наиболее правильным решением является отмена ограничений на оборот патронов к оружию и декриминализация их незаконного оборота отдельно от оружия и без преступных целей.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции, экономии мер уголовной репрессии и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, противодействие коррупции, экономия мер уголовной репрессии и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии права на приобретение патронов к оружию, подходящих к конкретному виду оружия, представляющих равную степень опасности в сравнении с любыми разрешенными к обороту патронами к данному оружию владельцами всех видов огнестрельного, сигнального и иного оружия, или любыми лицами.
При внесении данных изменений, в целях обеспечения соблюдения конституционных прав владельцев оружия и других лиц, необходимо введение четких правил оборота патронов к оружию, исключающих признание действий с ними законных владельцев оружия и других предметов, в которых они используются, незаконными, если они соответствуют законным правилам использования данных предметов, а также декриминализация незаконного оборота патронов, используемых в огнестрельном оружии и других подобных предметах, если он связан с законным оборотом указанных видов оружия и других предметов (в особенности, их заряжанием или стрельбой из них).
Наиболее правильным решением является отмена ограничений на оборот патронов к оружию и декриминализация их незаконного оборота отдельно от оружия и без преступных целей.

К началу списка инициатив