Практики «газонокошения», в том виде, в каком они существуют сейчас, попирают фундаментальные, естественные, конституционные права людей и граждан, включая право на благоприятную окружающую среду и обеспечиваемое им право на жизнь, по следующим причинам:
1) Разные типы травянистой растительности обладают разной ценностью: так, естественный травостой, луговые газоны производят кислород, являются эффективным фильтром мелкодисперсной пыли (самой опасной для жизни и здоровья человека), поглощают шум, позволяют сохранять и наращивать плодородный слой почвы, участвуют в регулировании климата, являются необходимым элементом устойчиво функционирующих экосистем, сохранения биоразнообразия в т.ч. животного мира, эстетичны, их вид позволяет воспитывать людей и граждан в любви к природе, снижает уровень агрессии, повышает психологический комфорт; они бесплатны или недороги в уходе. Выкашиваемые газоны (партерный, обыкновенный) не обладают данными свойствами.
2) В региональном законодательстве большинства субъектов Российской Федерации типы травяного покрова за редчайшими исключениями не дифференцированы, режимы ухода не дифференцированы; соответственно, не возникло никакой необходимости в оформлении паспортов благоустройства территории, в которых нужно было бы указывать тип травяного покрова; дифференцировать стоимость создания, ухода и содержания всех видов газонов и естественного травостоя – всех обязали платить по максимуму – за выкашиваемые газоны. Поскольку только в условиях дифференциации типов травянистой растительности можно предъявлять требования к внешнему виду и уходу, в реальности уход за травянистой растительностью в городском озеленении оказался сведен к скашиванию до уровня грунта.
3) «Газонокошение» повсеместно вводилось насильственным образом (решениями исполнительной власти; управляющих организаций, которые в реальности обладают исключительным правом организовывать, проводить, формировать повестку общих собраний собственников по вопросам благоустройства и озеленения; других озеленителей), людей и граждан никто не спрашивал, хотят ли они в своем населенном пункте, или на придомовой территории, полной замены естественного травостоя на партерные газоны, более того, газоны партерные и обыкновенные либо не создавались, либо, в редких и редчайших случаях, создавались, но успели перестать быть таковыми к началу регулярных «стрижек». Поэтому как газоны практически по всей стране косится то, что газонами не является – со всеми последствиями для внешнего вида населенных пунктов и качества окружающей среды.
4) Людей, которые успели согласиться с тем, что трава у дома, в скверах, парках, вдоль автомобильных и железных дорог и т.д. не должна расти и сейчас бессмысленно спрашивать, - в условиях отсутствия достоверной информации том, что состав данного деяния имеет явные признаки особо тяжкого уголовного преступления, о последствиях полной ликвидации травянистой растительности в населенных пунктах (эта информация единственная позволила бы принять ответственное решение относительно данного вида хозяйственной деятельности). Любой опрос на государственном или частном ресурсе: уничтожать ли природу или сохранять, хотите ли вы массового уничтожения растительного мира, других компонентов природной среды, или решите что-нибудь оставить, возможен только после полного выхода людей на территории страны, граждан РФ и государства из системы, в которой все важнейшие вопросы регулируются нормами права.
5) Хозяйственная деятельность, которая оказывает колоссальное, зримое, ощутимое воздействие на окружающую среду должна быть оценена - с экологической, экономической и иных точек зрения, с точки зрения прямых и косвенных последствий; после оценки должно быть принято и закреплено в нормативно-правовом акте решение о ее возможности или невозможности.
Практический результат
Реализация конституционных прав людей и граждан, принципов и норм федерального природоохранного законодательства.