Необходимо исключение запрета на использование на стрелковых объектах всех видов гражданского оружия, подлежащих регистрации в Росгвардии, на хранение которых необходимо получение разрешения, являющихся объектами коллекционирования, введенного с 1 мая 2022 года Постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 N 2158 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 и признании утратившим силу пункта 37 перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 928-р", из п. 62(1) Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, введение правил оборота и запретов на оборот оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иные федеральные законы, регулирующие их оборот, и установление законодательного запрета на указание основных правил оборота предметов и других правил, ограничивающие права человека, влекущих возможность наступления его юридической ответственности в актах органов исполнительной (в частности, постановлений Правительства РФ), а не законодательной власти (в частности, федеральных законов и федеральных конституционных законах) с обязанностью указания данных правил только в федеральных законах или актах, имеющих большую юридическую силу (в международных договорах РФ, федеральных конституционных законах или Конституции РФ), в целях реализации конституционного принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ).
Внесение данных изменений необходимо, учитывая отнесение к гражданскому оружию, являющемуся объектом коллекционирования большей части видов гражданского оружия, приобретаемого гражданами РФ по различным видам лицензий, приобретенного по лицензии на коллекционирование оружия или приобретенного в количестве более 2 или 5 единиц по лицензии на приобретение соответствующего вида оружия и лицензии на коллекционирование оружия, а также наличие административной ответственности за нарушение правил коллекционирования и использования оружия и патронов к нему, а также за стрельбу из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах (ч. 5 ст. 20.8 КоАП РФ, ч. 3 ст. 20.12 и ст. 20.13 КоАП РФ), введение с 2021 года административной ответственности и строгих мер наказаний за незаконные использование или иной оборот всех видов оружия и патронов к оружию (ст. 20.10 КоАП РФ) и необходимость охраны человека, его прав и свобод как высшей ценности, прав человека на неприкосновенность личности и частной жизни, права иметь имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им и других конституционных прав человека.
Согласно п. 62(1) Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, граждане РФ, имеющие разрешения на хранение принадлежащего им на законных основаниях оружия, могут использовать его в учебных и тренировочных целях на стрелковых объектах, за исключением оружия, являющегося объектом коллекционирования.
Таким образом, установлен запрет на использование оружия, являющегося объектом коллекционирования, регистрируемого в уполномоченных органах, на хранение которого выдается разрешение, в учебных и тренировочных целях на стрелковых объектах.
К указанным видам оружия относится большинство видов гражданского огнестрельного, метательного и пневматического оружия, не имеющих культурной ценности, огнестрельное оружие ограниченного поражения, а также ряд видов холодного, газового и сигнального оружия, т.е. виды оружия, представляющие различную степень опасности, часть которых не имеет большей поражающей способности, чем виды оружия, приобретаемые без лицензии (механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего действия, пневматическое оружие с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм, спортивное и охотничье холодное клинковое оружие, спортивное огнестрельное гладкоствольное короткоствольное оружие (в случаях его сертификации в РФ в качестве спортивного оружия) и т.п.), или предметы, не отнесенные к оружию (мачете, туристические ножи, пневматические пистолеты, винтовки и другие стреляющие устройства с дульной энергией до 3 Дж, луки с натяжением тетивы до 27 кгс, арбалеты с натяжением тетивы до 43 кгс, пружинные пистолеты, ружья и пушки с любыми значениями дульной энергии и усилия при заряжании снарядов, пистолеты и ружья для подводной охоты с усилием при заряжании как не более, так и более 50 кгс, пистолеты, ружья и другие огнестрельные устройства с удельной кинетической энергией до 0,5 Дж на мм2, не отнесенные к другим видам оружия, имеющие любые значения дульной энергии, не влекущие превышения указанного значения удельной кинетической энергии при различных калибрах (при калибрах от 1 до 2,8 мм значения данной дульной энергии могут составлять не более 0,5 и 3 Дж соответственно, при калибрах от 2,8 до 4,5 мм – до 7,5 – 8 Дж, при калибрах от 4,5 до 8 мм – до 25 Дж, при калибрах от 8 до 19 мм – до 120 Дж и т.д.), строительно-монтажные пистолеты с любыми значениями удельной кинетической энергии и т.п.), включая бытовые предметы (бытовые ножи, топоры и т.п.), находящиеся в свободном обороте.
Запрет на использование оружия, являющегося объектом коллекционирования, регистрируемого в уполномоченных органах, на хранение которого выдается разрешение, в учебных и тренировочных целях на стрелковых объектах означает полный запрет на его использование в качестве оружия, если отсутствуют состояния необходимой обороны или крайней необходимости либо иные законные основания применения или иного использования оружия.
При этом виды указанного оружия, могут быть приобретены только лицами, имеющими лицензии на приобретение оружия самообороны, охотничьего, спортивного или иного гражданского оружия, т.е. лицами, которым можно доверить опасное оружие, использующим его в конкретных законных целях. Поэтому необходима как отмена указанного запрета, так и отмена правил, обязывающих отдельно регистрировать коллекционируемое оружие с запретов на его использование в качестве охотничьего или иного оружия.
Законодательно не запрещено отнесение каких-либо видов оружия к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, т.е. их введение в свободный оборот для любых лиц.
Таким образом, данный запрет является дискриминационным, т.к. ограничивает законные права именно граждан РФ, являющихся законными владельцами гражданского оружия, подлежащего регистрации в уполномоченном органе, на хранение которого необходимо получение разрешения, приобретенного ими в целях коллекционирования, и не запрещенного к коллекционированию, не затрагивая законные права владельцев остальных видов оружия, которые могут быть приобретены в любых количествах без получения лицензии и (или) без регистрации в уполномоченных органах, либо без получения разрешения после их регистрации, либо не могут быть приобретены в целях коллекционирования.
Административная ответственность за нарушение правил коллекционирования или использования оружия и патронов к нему с 2002 года установлена в ч. 5 ст. 20.8 и ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ, в которых предусмотрены штрафы в размерах от 1500 до 3000 рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет - по ч. 3 ст. 20.12 и от 1000 до 5000 рублей - по ч. 5 ст. 20.8. При этом вопрос о применении данной нормы к видам оружия, в которых не используются патроны (включая газовые баллончики для самообороны), законодательно не решен, что означает запрет ее применения к нарушениям правил оборота такого оружия до внесения в нее соответствующих изменений, учитывая положения Конституции РФ.
Административная ответственность за стрельбу из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах предусмотрена в ст. 20.13 КоАП РФ, по которой возможно назначение крупных штрафов (от 3000 до 5000 рублей с конфискацией оружия и патронов к нему – за стрельбу из оружия в отведенных местах с нарушением установленных правил, и от 40000 до 50000 рублей или от 50000 до 150000 рублей с конфискацией оружия и патронов к нему, либо лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от 1,5 до 3 лет или на срок 3 года с конфискацией оружия и патронов к нему - за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах). При этом данная норма применяется именно в отношении правил самой стрельбы из оружия и с 2021 года может конкурировать с нормой о незаконном использовании оружия (ст. 20.10 КоАП РФ).
С 2021 года введена административная ответственность и строгие меры наказаний (штраф в размере от 5000 до 10000 рублей или административный арест на срок от 5 до 15 суток с конфискацией оружия или без таковой) за незаконные использование или иной оборот оружия и патронов к оружию, установленная в ст. 20.10 КоАП РФ. При этом данная норма может быть применена к незаконному обороту любых видов оружия и патронов к оружию, а незаконными могут быть признаны действия, совершение которых запрещено. Добровольная сдача оружия или других предметов, указанных в данной норме, освобождает от административной ответственности, но их изъятие при задержании или применение мер по их обнаружению и изъятию, предусмотренных КоАП РФ, исключает их добровольную сдачу.
Поэтому необходимо исключение излишне строгих запретов на хранение и иной оборот оружия (в особенности, приобретаемого без лицензии, или конструктивно сходного с бытовыми предметами) в целях профилактики произвольного нарушения законных прав человека и использования закона в коррупционных или иных противоправных целях.
Срок давности по ст. 20.8, 20.10 и другим нормам КоАП РФ о правонарушениях в сфере оборота оружия с 2021 года составляют 1 год, а привлечение к ответственности по ним влечет ряд ограничений законных прав граждан РФ на срок до 1 года.
Поэтому привлечение к административной ответственности за указанные правонарушения не может быть распространенной или произвольно применяемой мерой воздействия.
По делам об административных правонарушениях запрещено проведение обыска в жилище, но возможно проведение личного обыска и обнаружение предметов при допуске сотрудников полиции или Росгвардии в жилище либо во время проведения обыска по уголовному делу, а запрет на хранение предмета может означать запрет его ношения, перевозки и иного оборота.
При этом законодательно не запрещено введение уголовной ответственности за незаконное хранение газового или иного оружия либо других предметов, которое будет означать право на проведение обыска в жилище лица, о котором имеются сведения о хранении соответствующих предметов, а введение уголовной ответственности за незаконное хранение видов оружия и других предметов, сходных с бытовыми (холодного, метательного, газового и иного подобного оружия и т.п.), при наличии запретов на их хранение повлечет массовое нарушение конституционных прав человека под видом противодействия преступлениям и иным правонарушениям.
Поэтому произвольное установление запретов на хранения каких-либо предметов, в особенности, без указания условий исключения ответственности во всех неопасных случаях недопустимо и не может соответствовать конституционным принципам и общим принципам права.
Введение правил хранения и запретов на хранение оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иные федеральные законы, регулирующие их оборот, необходимо, учитывая их значимость для всех лиц, т.к. многие лица могут не знать законодательства об обороте конкретных предметов и (или) признаков предметов, ограничивающих либо запрещающих их хранение или иной оборот, а предметы могут быть подброшены им или приведены в состояние, делающее их оборот ограниченным либо запрещенным, либо разрешенные предметы могут быть выданы за ограниченные или запрещенные. Поэтому наличие большого количества запретов на хранение различных предметов в значительном количестве подзаконных актов может только навредить личности, обществу и государству, ухудшая противодействие коррупционной и иной преступности.
Установление законодательного запрета на указание основных правил оборота предметов и других правил, ограничивающие права человека, влекущих возможность наступления его юридической ответственности в актах органов исполнительной, а не законодательной власти с обязанностью указания данных правил только в федеральных законах или актах, имеющих большую юридическую силу, в целях реализации конституционного принципа разделения властей, необходимо, учитывая значимость данного принципа для демократического и правового государства, а также наличие множества его нарушений, заключающихся в установлении основных правил, регулирующих конкретную сферу деятельности, не в соответствующем федеральном законе, а в постановлениях Правительства РФ и иных подзаконных актах путем указания данных правил только в них без прямой связи с конкретным федеральным законом, или указания в нормах федеральных законов на регулирование конкретных правил Правительством РФ или другими органами исполнительной власти и их введения в подзаконные акты, либо указания конкретных правил только в подзаконных актах без принятия отдельных федеральных законов, непосредственно связанных с указанными подзаконными актами.
Подобное распределение правил, ограничивающих конституционные права человека, влечет наделение органов исполнительной власти функциями органов законодательной власти, нарушающее принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, и может влечь какие же опасные последствия для личности, общества и государства, какие может повлечь произвольное распределение ограничений и запретов на оборот различных предметов.
Учитывая вышеизложенное, необходимо исключение запрета на использование на стрелковых объектах всех видов гражданского оружия, подлежащих регистрации в Росгвардии, на хранение которых необходимо получение разрешения, являющихся объектами коллекционирования, из п. 62(1) Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, введение правил оборота и запретов на оборот оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иные федеральные законы, регулирующие их оборот, и установление законодательного запрета на указание основных правил оборота предметов и других правил, ограничивающие права человека, влекущих возможность наступления его юридической ответственности в актах органов исполнительной, а не законодательной власти с обязанностью указания данных правил только в федеральных законах или актах, имеющих большую юридическую силу, в целях реализации конституционного принципа разделения властей.
При внесении данных изменений, учитывая необходимость четкого разделения по степени опасности и оборотоспособности оружия и других предметов, а также четкого разграничения предметов, запрещенных к хранению, и других предметов по степени их опасности, необходимо введение четких правил законного хранения и использования всех видов оружия и патронов к оружию, и запрета на отнесение к оружию или патронам к оружию неисправных оружия и патронов к оружию, утративших поражающую способность или иные обязательные признаки конкретных видов оружия, а также отмена запретов на хранение всех видов оружия и патронов, не имеющих большей поражающей способности, чем бытовые предметы или другие предметы, разрешенные к хранению без ограничений, либо приобретаемых без лицензии, и четкое разграничение по наличию и степени причиненного вреда случаев нарушений правил хранения и иного оборота предметов, не влекущих ответственности, влекущих административную ответственность, либо представляющих общественную опасность и влекущих уголовную ответственность.
До внесения данных изменений необходимо принятие указа Президента РФ, вводящего четкие временные правила законного использования различных видов оружия и патронов к оружию, не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, и запрет на отнесение к оружию или патронам к оружию неисправных оружия и патронов к оружию, утративших поражающую способность или иные обязательные признаки конкретных видов оружия, а также запрещающего привлечение к ответственности во всех случаях отсутствия в нарушении общественной опасности (если нарушение может влечь уголовную ответственность) или наличия двусмысленности толкования правовой нормы о запрете или правонарушении, либо противоречия конкретных норм Конституции РФ или другим актам, имеющим большую юридическую силу, чем акт, их предусматривающий.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупционной и иной преступности и упорядочиванию правовых норм, а также либерализации законодательства.
Практический результат
Соблюдение конституционных прав человека, противодействие коррупционной и иной преступности и упорядочивание правовых норм, а также либерализация законодательства.