В настоящее время разработка государственной политики в сфере науки отнесено к компетенции Министерства образования и науки. К сожалению, практика одназначно показала неспособность данного ведомства в его сегодняшнем виде действовать в интересах развития российской науки. С одной стороны, вместо эффективного взаимодействия с научным сообществом министерство скрытно проталкивает спорную реформу РАН с потенциально критическими последствиями, основным положением которой становится изъятие имущества из оперативного управления Академии. С другой стороны, министерство не обеспечивает взаимодействия Правительства РФ и научного сообщества в области разработки программ модернизации российской экономики и внедрения новых технологий, результатом чего становятся, в частности, провальные проекты "Сколково" и "Роснано", массовые нецелевые растраты бюджетных средств в которых официально подтверждены Счетной палатой РФ. Более того, реальностью последних лет является практически открытый конфликт министра образования и науки Ливанова с научным сообществом.
В целях налаживания эффективного взаимодействия Правительства РФ и научного сообщества, обеспечения представительства интересов российской науки в Правительстве и квалифицированной экспертной поддержки в вопросах модернизации экономики и внедрения высоких технологий необходимо:
1) Ввести президента РАН в Правительство РФ в ранге федерального министра по науке и высоким технологиям.
2) Преобразовать Министерство образования и науки в Министерство образования.
Практический результат
1) Управление наукой на государственном уровне будет осуществляться учеными, которые намного лучше чиновников сегодняшнего Минобрнауки понимают реальные потребности науки и пути повышения ее эффективности.
2) Обеспечение оперативной экспертной поддержки Правительству со стороны научного сообщества в различных вопросах государственного управления, особенно - в сфере модернизации экономики и развития высокотехнологичных отраслей.
3) Представительство авторитетной и независимой общественной организации - Российской академии наук - в Правительстве будет способствовать повышению демократичности и открытости Правительства, создаст потенциал для конструктивной дискуссии по различным вопросам, окажет антикоррупционное воздействие.
4) Возрастет авторитет научной деятельности в государстве и обществе.