ПРЕДЛОЖЕНИЕ
По созданию механизма по гражданскому контролю за расходом государственных средств
Общественный Совет по Контролю
Проблема
В регионы на различные цели федеральным бюджетом(далее ФБ) выделяются огромные средства, в том числе для реализации госпрограмм. Миллиарды рублей осваиваются нечистоплотными чиновниками, они привыкли не реально работать, а создавать видимость. Таким образом, мы видим следующую картину: выделено денег на капитальный ремонт муниципальных зданий, а по факту производится косметический ремонт; выделяются средства для оснащения больниц, но закупив некоторое оборудование по завышенным ценам – на остальное денег не остается; на строительство дорог выделяется сумма достаточная, чтобы строить добротно и качественно, но из-за откатов денег хватает только на «половину качества». В итоге мы имеем, то что имеем: полная разруха и недовольство президентом того, как реализуются госпрограммы. И дело не в том, что «денег не хватает», денег хватает! Всё дело в безответственности чиновников и каждого из нас, как гражданина.
Очевидно, что эту проблему из центра решить невозможно в силу того, что региональные губернаторы и мэры ведут себя как князьки. Их такое положение устраивает: деньги выделяются – деньги пилятся. О благе общества чиновники не задумываются. Таким образом, мы сталкиваемся с одним из элементов проблемы коррупции.
История
Комитет народного контроля — один из органов системы государственного контроля в СССР с 1965 по 1991. Выполнял функции контроля за выполнением государственных планов, нарушением дисциплины, выявлением хозяйственных резервов, расходованием ресурсов.
В зоне оперативного внимания КНК СССР находились все области народного хозяйства и управления, производство и государственный аппарат, в том числе расходование материальных и денежных ресурсов государства. Кроме того, комитеты народного контроля могли налагать штрафы (денежные начеты) на лиц, которые причинили материальный ущерб государству. Так, КНК продуктивно вел борьбу с бесхозяйственностью, расточительством, казнокрадством, взяточничеством, волокитой и прочим негативом.
Настоящее
В настоящее время существуют две организации осуществляющие контроль за деятельностью чиновников и приближенных к ним:
Первая – это Общероссийская общественная организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти», Основополагающим законом, на основе которого организация ведет свою деятельность, является Федеральный закон «Об общественных объединениях», то есть это обычное общественное объединение, это что-то вроде клуба по интересам. Плюс этой организации в наличие аккредитации в качестве независимого эксперта, что дает право проводить экспертизы по выявлению коррупциогенности. Однако по факту это означает, что у организации есть право давать экспертное заключение на тот или иной правовой или законодательный акт. Причем, как и всякая экспертиза имеет лишь рекомендательный характер, а при наличии второго мнения - спорный. Подобных организаций сейчас много только практического толку от них никакого.
Вторая – это Счётная палата Российской Федерации(СПРФ), имеет государственный статус, при своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», следит за исполнением федерального бюджета. Фактически это означает в общих случаях: контроль за движением бюджетных средств, а так же эффективность траты таких средств, простыми словами следит за тем, чтобы деньги не ушли на деревню к деду, а если всё таки ушли, то не на новый особняк, а на нечто полезное вроде строительства дорог. А в частных случаях: осуществляет формальную проверку потраченных средств путем бумажной сверки отчетов и чеков.
Решение
Борьба с коррупцией это не только задача правительства, но и задача общества. Пока общественность молчит, чиновники делают всё, что им заблагорассудится. Необходимо в обществе формировать активную общественную позицию по контролю благоустройства страны. С такой задачей может справиться только само общество.
Предлагаю создать «Общественный Совет по Контролю»(далее – Совет), Совет будет сформирован из граждан, кому небезразлична судьба процветания общества, с представительствами в каждом регионе.
В задачи Совета будут входить:
1. Контроль за распределением ФБ с целью не допущения расходования средств на малозначимые и аферистские проекты;
2. Контроль фактического выполнения государственных планов социального и экономического развития;
3. Контроль соответствию рыночным ценам расходов по госзаказам, с целью недопущения необоснованного завышения цен;
4. В случае отклонения подрядчиком от фактических условий по реализации проекта(госзаказа), привлекать заказчика и подрядчика к ответственности, используя все законодательные нормы;
5. Контролировать кому и на каких условиях отдаются ключевые госзаказы по реализации госпрограмм;
6. Противодействовать распределению госзаказов с явной коррупционной подоплекой;
Только контролируя обществом освоение чиновниками ФБ, мы способны заставить процветать общество и страну.
Практический результат
1. Уменьшение бесхозяйственности, расточительства, казнокрадства, взяточничества.
2. Поставит под реальный контроль исполнение гос.заказов.
3. Общественный Совет по Контролю получит привилегированные права, которых нет даже у прокуратуры: обязательное получение от хозяйствующих субъектов финансово-хозяйственной документации, в части исполнения госзаказов и госпрограмм по всей цепочке подрядчиков(в настоящее время прокуратура может получить такие документы только по решению суда при наличии оснований, тем самым создается порочный круг, поскольку чтобы выявить нарушения и нужно ознакомиться с документацией, к которой оперативного допуска нет).