Необходимо введение в ФЗ Об оружии правил, разрешающих оставление оружия на память после истечения срока действия разрешения на его хранение или утраты специальных оснований приобретения конкретных видов оружия, либо смерти владельца зарегистрированного оружия, независимо от его деактивации или иного выведения из категории оружия, и свободное хранение любыми лицами всех видов оружия, приобретаемых без лицензии и не подлежащих регистрации в органах Росгвардии.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая наличие запрета на хранение оружия, регистрируемого в органах Росгвардии, владельцем или его родственниками после истечения срока действия разрешения на него, утраты оснований владения им во всех случаях или смерти его владельца до решения вопроса о его реализации, наследовании, деактивации, ином выведении из категории оружия или сдачи органам власти в ФЗ Об оружии (ст. 20) и отсутствие правил хранения оружия, не подлежащего регистрации в органах Росгвардии при наличии запрета на хранение гражданами найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, или оружия, права на приобретение которого они не имеют, ужесточение с 29.06.2022г. правил оборота гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и охотничьего оружия (охотничьих гладкоствольных ружей и карабинов) с магазином или с количеством стволов не менее трех, отнесение с 29.06.2022г. к нарезному оружию огнестрельного оружия с нарезной частью ствола или иным стволом, способным придать снаряду вращательное движение, и введение с 25.08.2022г. запрета на коллекционирование оружия гражданами РФ, права на приобретение которого они не имеют, а также наличие в законодательстве СССР, РСФСР и РФ до 1993 года и в законодательстве ряда стран мира права на хранение без права охоты охотничьих ружей, владельцем или его родственниками после истечения срока действия разрешения на него или смерти его владельца до решения вопроса о его реализации, наследовании или сдачи органам власти с отобранием обязательства о реализации оружия, если необходима именно его реализация.
Согласно положениям ст. 20, 27 и ряда других норм ФЗ Об оружии, оружие, ограниченное к обороту, зарегистрированное или подлежащее регистрации в органах Росгвардии, изымается до решения вопроса о его судьбе в случаях отсутствия лицензий и разрешений на его оборот, их аннулирования или смерти законного владельца оружия, имеющего его на основании лицензий или разрешений, до решения вопроса о наследовании имущества, а также в случаях нарушения различных правил оборота оружия или его незаконного оборота. При этом, в случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия, указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом (органами Росгвардии) либо органами внутренних дел.
Оружие может быть возвращено владельцу или унаследовано только в случаях, если его оборот конкретным лицом не запрещен законодательством, а у данного лица имеются лицензия, разрешение или иное законное основание владения указанным оружием, при отсутствии судебного акта, исключающего владение им. В иных случаях, если оружие не принадлежит другим лицам, или не вынесенного законного судебного акта о его конфискации, оружие может быть отчуждено владельцем или наследником под контролем уполномоченных органов в течение одного года, либо указанным лицам возмещается его стоимость, а в случае несовершения сделки по его отчуждению в течение одного года, - оружие подлежит принудительной реализации с выплатой владельцу или наследнику средств от его продажи, за вычетом расходов на его реализацию (ст. 238 и 1180 ГК РФ).
Правила изъятия или иного оборота любого оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе и (или) приобретаемого без разрешительных документов, включая оружие, правила приобретения которого отсутствуют, и оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, в случаях аннулирования или истечения документов на его приобретение, иных обстоятельств, исключающих право на его приобретение, предусмотренных ФЗ Об оружии, либо смерти владельца до решения вопроса о наследовании имущества, отсутствуют. При этом гражданское оружие, приобретаемое без лицензии и не подлежащее регистрации, согласно положениям ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, может быть свободно приобретено любым совершеннолетним гражданином РФ или иностранным гражданином любого возраста, а виды гражданского оружия, правила приобретения которых отсутствуют, могут быть свободно приобретены любым гражданином РФ, но прямо не разрешены к приобретению без лицензии иностранными гражданами и (как и все виды оружия, предусмотренные ФЗ Об оружии) лицами без гражданства. Оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, может быть свободно приобретено любым лицом, т.к. его оборот не регулируется законодательством РФ, а международные договоры РФ не предусматривают правил оборота большинства видов оружия. Законодательно не запрещены нахождение вышеуказанных видов оружия в совместной собственности нескольких лиц или их передача любым другим лицам, а отсутствие обязанности получения разрешительных документов на приобретение большинства из них означает возможность владения ими лицами, имеющими право на приобретение конкретных видов гражданского оружия (совершеннолетними и (или) несовершеннолетними гражданами РФ и иностранными гражданами), или любыми лицами.
Данные виды оружия могут быть конфискованы по решению суда только в случаях его незаконного оборота, влекущего административную ответственность (ст. 20.10 КоАП РФ), ряда нарушений правил его оборота, за которые нормами КоАП РФ предусмотрена конфискация, иных деяний, за которые она предусмотрена, или отнесения предмета к орудиям преступлений, принадлежащим обвиняемым (любые орудия преступлений, принадлежащие обвиняемым, подлежат конфискации, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются, а орудия преступлений, принадлежащие другим лицам, подлежат возвращению им). Иное их безвозмездное изъятие у собственника против его воли запрещено.
В ст. 22 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет на хранение гражданами найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, или оружия, права на приобретение которого они не имеют.
С 29.06.2022г. введен запрет на приобретение в целях самообороны или охоты гражданами РФ, не имеющими двухлетнего стажа владения гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием в качестве оружия самообороны или охотничьего оружия, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и охотничьего оружия (охотничьих гладкоствольных ружей и карабинов) с магазином или с количеством стволов не менее трех. При этом сохраняется право на приобретение любого гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, не имеющего культурной ценности, в целях занятий спорта, гражданами РФ, имеющими соответствующие спортивные удостоверения и лицензии на приобретение данного оружия.
С 29.06.2022г. огнестрельное оружие с нарезной частью ствола или иным стволом, способным придать снаряду вращательное движение отнесено к нарезному оружию, что ужесточает правила его приобретения, хранения и иного оборота, исключает его из перечня видов оружия самообороны и вводит уголовную ответственность за любой его незаконный оборот, при отсутствии большей опасности данного оружия, чем гладкоствольного. Более того, данный запрет может способствовать приравниванию любого гладкоствольного огнестрельного оружия к нарезному, учитывая наличие неровностей в каналах стволов гладкоствольного оружия.
С 25.08.2022г. в ст. 25 ФЗ Об оружии введен запрет на коллекционирование оружия гражданами РФ, права на приобретение которого они не имеют. При этом отсутствуют четкие критерии отличия коллекционирования оружия от его хранения, т.к. Правила оборота гражданского и служебного оружия определяют, что коллекцией является количество оружия, превышающее количество, установленное ст. 13 ФЗ Об оружии (2 или 5 единиц гражданского оружия, приобретаемого по лицензии и подлежащего регистрации в уполномоченных органах, либо подлежащего ей, но приобретаемого по разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия), но, по заявлению гражданина, коллекцией может быть признано и меньшее количество оружия, при наличии в ФЗ Об оружии обязанности получения лицензии на коллекционирование для приобретения в любом количестве старинного (антикварного) оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, а также получения именно охотничьего билета, лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия и разрешения на его хранение и ношение для приобретения в любом количестве охотничьего холодного клинкового оружия.
Таким образом, граждане не имеют права хранить любое гражданское оружие, найденное ими или переданное им, не находящиеся в их собственности, если оно отнесено к огнестрельному оружию (оружию, предназначенному для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, имеющему удельную кинетическую энергию, составляющую более 0,5 Дж на мм2) или к оружию, права на приобретение которого имеют не все категории граждан не имеют граждане, которые обнаружили его или которым оно было передано (холодное, газовое и иное гражданское, служебное, боевое и запрещенное к обороту оружие, ограниченное к приобретению для ряда категорий граждан РФ и (или) иностранных граждан или запрещенное к приобретению ими (все указанное оружие запрещено к приобретению лицами без гражданства, если международным договором РФ не установлены иные правила его оборота)), а также лишены права на коллекционирование оружия, права на приобретение которого имеют не все категории граждан РФ и не имеют граждане РФ, хранящие его, т.е. запрещено хранение ими данного оружия в количестве более 2 или 5 единиц и может быть запрещено хранение в любом количестве оружия, в отношении которого подано заявление о признании его коллекцией, старинного (антикварного) оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, а, возможно, и всех видов гражданского и иного оружия, права на приобретение которого конкретные граждане РФ не имеют.
При этом существенно ограничено право граждан РФ на приобретение целого ряда видов охотничьих ружей и карабинов целях самообороны или охоты, приобретение которых не было настолько строго ограничено в СССР, РСФСР и РФ до 2022 года, и менее строго ограничено в законах значительного числа стран мира.
Оружие, имеющее культурную ценность, приобретается гражданами РФ без лицензии, если оно не отнесено к старинному (антикварному) или холодному оружию, но иное указанное оружие приобретается по лицензии на коллекционирование оружия, а для лиц, не являющихся гражданами РФ установлены ограничения и запреты на его приобретение (иностранным гражданам необходимо получение лицензии на приобретение гражданского оружия и обеспечение его вывоза из РФ не позднее 10 дней со дня приобретения, а лица без гражданства не имеют права на приобретение гражданского оружия). При этом оружие, имеющее культурную ценность, запрещено использовать в качестве оружия и отсутствует право на приобретение к нему пороха, капсюлей и патронов. Запрещено и проведение его криминалистических экспертиз, учитывая положения ст. 243 УК РФ и ст. 24 ФЗ Об оружии.
Поэтому имеются основания для отмены ограничений на его оборот как вида оружия и его исключения из перечня видов оружия, а правила, запрещающие использовать оружие по назначению и приобретать патроны к нему, возможно распространить на современное оружие, оставленное на память или хранимое временно до решения вопросов о его реализации или совершения иных законных действий с ним.
В законодательстве СССР, РСФСР и РФ до 1993 года предусматривалось право на хранение без права охоты некоторых оружия, регистрируемого в органах милиции (гладкоствольных охотничьих ружей), владельцем или его родственниками после истечения срока действия разрешения на него или смерти его владельца.
В частности, приказами МВД СССР и РСФСР, включая Приказ МВД СССР от 29 ноября 1984 г. N 244 О внесении изменений и дополнений в Инструкцию «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, производства холодного оружия, открытия стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боеприпасами к нему и охотничьими ножами», утвержденную Приказом МВД СССР N 366 от 17 ноября 1982 г., предусматривались следующие правила:
«После аннулирования органами внутренних дел разрешения на хранение оружия и боеприпасов у лиц, указанных в подпунктах 5.24.1, 5.24.2 настоящей Инструкции, оружие и боеприпасы вместе с разрешением изымаются и реализуются в соответствии с действующим законодательством союзных республик, а принадлежащие лицам, указанным в подпунктах 5.24.3, 5.24.4, 5.24.5, 5.24.6, в 15-дневный срок должны быть направлены на комиссионную продажу, проданы или подарены лицу, имеющему разрешение органов внутренних дел на приобретение огнестрельного оружия.
В случаях, не терпящих отлагательства, оружие и боевые припасы у лиц указанной категории изымаются органами внутренних дел незамедлительно (п. 5.24).
У лиц, выбывших из охотничьих обществ (за исключением владельцев, имеющих ранее выданные разрешения "без права охоты"), разрешение на хранение оружия органами внутренних дел аннулируется, о чем официально уведомляется владелец оружия. После этого имеющееся у него огнестрельное охотничье оружие должно быть в месячный срок направлено на комиссионную продажу, продано или подарено лицу, имеющему разрешение органов внутренних дел на приобретение огнестрельного оружия.
Охотники-промысловики при расторжении ими договора с промысловой организацией на поставку пушнины и мяса диких животных государству или при систематическом невыполнении промыслового плана утрачивают право на владение охотничьим нарезным оружием и обязаны имеющееся у них такое оружие и боевые припасы после аннулирования органами внутренних дел разрешения на его хранение в месячный срок направить на комиссионную продажу, продать или подарить лицу, имеющему разрешение органов внутренних дел на приобретение огнестрельного оружия. Ведомственное оружие и боевые припасы, выданные этим лицам, в течение 15 дней подлежат сдаче в организацию, откуда они были получены.
Об аннулировании разрешения на хранение оружия, а также по основаниям, указанным в п. 5.24 настоящей Инструкции, органом внутренних дел выносится мотивированное заключение (приложение N 15), в котором указываются основания и мотивы принятия такого решения. Заключение утверждается начальником органа внутренних дел и объявляется под расписку владельцу оружия (п. 5.26).
Охотничье нарезное и гладкоствольное огнестрельное оружие, хранящееся по разрешению "без права охоты", может быть изъято у граждан совместно с разрешением на его хранение по постановлению административной комиссии за допущенные нарушения правил хранения, перевозки, другие нарушения в соответствии с действующим законодательством" (п. 5.27).
В случаях, когда среди наследников не окажется лиц, имеющих право на хранение оружия, оно должно быть в месячный срок направлено на комиссионную продажу, продано или подарено лицу, имеющему разрешение органов внутренних дел на приобретение оружия (п. 5.28).
При уклонении лиц от сдачи огнестрельного оружия и боевых припасов в органы внутренних дел или реализации оружие и боеприпасы могут быть изъяты, а виновные привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством (п. 5.29).»
При этом образец бланка заключения об аннулировании разрешения на хранение огнестрельного оружия (Приложение N 15) содержал графу об изъятии оружия или отобрании обязательства о его реализации в установленный срок.
При этом разрешение без права охоты исключало возможность приобретение патронов, пороха, капсюлей и дроби к ружью, а также охотничьих ножей и кинжалов.
В Законе РФ Об оружии 1993г. указывалось на необходимость сдачи оружия до решения вопроса о его наследовании или реализации: «В случае смерти собственника гражданского оружия оно сдается в орган внутренних дел на временное хранение до решения вопроса о наследовании имущества (ст. 20)», а в ФЗ Об оружии ввели правило о незамедлительном изъятии оружия для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими, в случае смерти владельца оружия до решения вопроса о наследовании имущества.
Изменения, внесенные в ФЗ Об оружии с 2011 и 2016 годов, незначительно изменили указанное правило.
В законодательстве многих зарубежных стран предусмотрены категория коллекционного оружия и право на приобретение многих или всех видов оружия только в целях коллекционирования без обязанности наличия документов, подтверждающих наличие права на приобретение оружия в иных целях (охоты, спорта, самообороны и т.п.), а антикварное оружие может быть приобретено свободно. При этом в законодательстве Великобритании к оружию, имеющему культурную ценность, приобретаемому без лицензии и без права на приобретение патронов и производство выстрелов из него, отнесен широкий перечень моделей оружия, включающий пистолет Макарова, а в законодательстве части штатов США и целого ряда других стран или их отдельных территорий на приобретение и хранение многих или всех видов огнестрельного и иного оружия не требуется получения лицензий и разрешений.
В законодательстве части стран мира предусмотрено право на оставление оружия на память или на хранение оружия в качестве семейной реликвии или на случай введения мобилизации (Туркменистана, Польши, Абхазии, Швейцарии и др.).
В частности, в ч. 2 и 3 ст. 14 Закона Об оружии Туркменистана предусмотрено, что: «Основанием для приобретения охотничьего гладкоствольного оружия является членство в Объединенном обществе охотников и рыболовов Туркменистана.
В случаях наследования или дарения гражданам гладкоствольного охотничьего оружия им, по их желанию, предоставляется право на его хранение с регистрацией в органах внутренних дел, с условием неприменения в целях охоты, без вступления в Объединенное общество охотников и рыболовов Туркменистана.
В Законе Об оружии Абхазии предусмотрено право резервистов на хранение боевого огнестрельного оружия, включая автоматическое. Подобное право предусматривалось законодательством Южной Осетии и предусмотрено в законодательстве Швейцарии и ряда других стран мира.
Введение запрета на хранение зарегистрированного оружия в качестве оставленного на память после истечения срока действия разрешения на него или смерти владельца не повлекло улучшения борьбы с преступностью и уменьшения количества вооруженных преступлений, т.к. преступники часто используют незарегистрированное или запрещенное к обороту огнестрельное и иное оружие либо предметы, не отнесенные к оружию, а в бытовых преступлениях часто используются кухонные ножи, топоры и другие подобные предметы. Встречаются случаи совершения особо тяжких насильственных преступлений с использованием зарегистрированного оружия, им принадлежащего, срок действия разрешений на которое не истек, а несчастные случаи с наступлением тяжких последствий наиболее часто встречаются на транспорте и при использовании бытовых предметов.
При этом исполнение обязанности по изъятию оружия уполномоченными органами с момента любой утраты оснований владения не может быть обеспечено в короткий срок в отношении всех владельцев оружия и других лиц, а массовые случаи изъятия оружия осложняют его ответственное ранение и распоряжение им, а также могут влечь незаконные безвозмездное изъятие оружия и (или) привлечение к административной или уголовной ответственности за нарушение законодательства об обороте оружия, что может только осложнять контроль за оборотом оружия и соблюдением прав человека и гражданина.
Сложный порядок приобретения и хранения основных видов оружия и наличие очень широкого перечня оснований для временного или постоянного изъятия оружия (в особенности, его безвозмездного изъятия) может только стимулировать сокрытие оружия от его изъятия и иные незаконные действия преступников и лиц, защищающихся от их нападений и (или) от нападений опасных животных.
Поэтому возможно и необходимо возвращение к прежним правилам, допускавшим хранение оружия в качестве оставленного на память, содержавшимся в ведомственных инструкциях МВД СССР и РСФСР, многие из которых полностью не опубликованы до настоящего времени (вышеуказанный Приказ МВД СССР является одним из немногих актов СССР об обороте оружия, которые были опубликованы в последние годы) с учетом зарубежного опыта регулирования оборота оружия. При этом необходимы отмена ограничений на хранение оружия, имеющего культурную ценность, и иных видов оружия, не подлежащих регистрации в уполномоченных органах (Росгвардии), приобретаемых по разрешительным документам на какое-либо оружие, а также всех видов холодного и метательного броскового оружия, сигнального оружия и иного оружия, которое может иметь бытовое назначение или не имеет большей поражающей способности, чем распространенные в быту предметы, либо не предназначено для причинения смерти человеку, либо не имеет большой поражающей способности, и четкое разграничения видов оружия, регистрируемых в уполномоченных органах, и иных видов оружия, включая виды оружия, приобретаемые без лицензии, по их степени опасности и поражающей способности.
Необходимо и исключение административной и, тем более, уголовной ответственности лиц, хранящих оружие при истечении срока действия разрешения на него или оружия, принадлежавшего умершему лицу, не совершающих умышленных и неоднократных нарушений правил его оборота, или деяния которых не представляют опасности, либо предоставляющих оружие органам власти или организациям, имеющим право на торговлю им.
При этом необходимо решение вопроса о введении права владельца, зарегистрированного или приобретенного по разрешительным документам иного оружия, на передачу оружия лицам, которым он доверяет, и права на владение указанным оружием несколькими лицами (права на нахождение оружия в совместной собственности).
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии правил, разрешающих оставление оружия на память после истечения срока действия разрешения на его хранение или утраты специальных оснований приобретения конкретных видов оружия, либо смерти владельца зарегистрированного оружия, независимо от его деактивации или иного выведения из категории оружия по отдельному разрешению или лицензии на коллекционирование оружие или свободно (в зависимости от степени опасности и поражающей способности конкретных видов оружия, их деактивации или понижения их характеристик, либо от наличия запрета на приобретение патронов к ним или их использование в качестве оружия, либо в случае отмены разрешительной системы на оборот части или всех видов гражданского оружия), и свободное хранение любыми лицами всех видов оружия, приобретаемых без лицензии и не подлежащих регистрации в органах Росгвардии.
При этом необходимы отмена ограничений на хранение оружия, имеющего культурную ценность, и иных видов оружия, не подлежащих регистрации в уполномоченных органах (Росгвардии), приобретаемых по разрешительным документам на какое-либо оружие, а также всех видов холодного и метательного броскового оружия, сигнального оружия и иного оружия, которое может иметь бытовое назначение или не имеет большей поражающей способности, чем распространенные в быту предметы, либо не предназначено для причинения смерти человеку, либо не имеет большой поражающей способности, и четкое разграничения видов оружия, регистрируемых в уполномоченных органах, и иных видов оружия, включая виды оружия, приобретаемые без лицензии, по их степени опасности и поражающей способности.
Необходимо исключение административной и уголовной ответственности лиц, хранящих оружие при истечении срока действия разрешения на него или оружия, принадлежавшего умершему лицу, не совершающих умышленных и неоднократных нарушений правил его оборота, или деяния которых не представляют опасности, либо предоставляющих оружие органам власти или организациям, имеющим право на торговлю им.
При этом необходимо решение вопроса о введении права владельца, зарегистрированного или приобретенного по разрешительным документам иного оружия, на передачу оружия лицам, которым он доверяет, и права на владение указанным оружием несколькими лицами (права на нахождение оружия в совместной собственности).
Учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, основные конституционные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, и отсутствие официального опубликования многих ведомственных актов об обороте оружия органов власти СССР, РСФСР и РФ до 1993 года, необходимо опубликование полных текстов всех актов СССР, РСФСР и РФ об обороте оружия, предметов, которые не были отнесены к оружию в РФ до 1994 или 1997 года, и иных предметов, учитывая значимость указанных актов для соблюдения принципов обратной силы закона, презумпции невиновности и других конституционных принципов, а также наличие запрета на применение во всех случаях всех секретных актов и их отдельных положений, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). При опубликовании данных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, необходимо опубликование всех норм, улучшавших положение владельцев оружия (иных предметов) и иных участников его оборота в сравнении нормами ФЗ Об оружии и иного действующего законодательства РФ об обороте оружия и других предметов, и опубликование или указание на невозможность опубликования и применения во всех случаях оборота предметов во время их действия всех актов или их норм, ухудшавших положение участников оборота оружия и иных предметов, которые могут или не могут быть опубликованы, учитывая положения Конституции РФ и законодательства об охране государственной или иной охраняемой законом тайне.
Опубликование данных актов позволит более четко определять изначальную оборотоспособность различных предметов, находившихся в обороте в СССР, РСФСР или РФ, законность привлечения к уголовной или административной ответственности за незаконные действия с ними в СССР, РСФСР и РФ до 1993 года, а также будет способствовать совершенствованию законодательства РФ об обороте оружия и других предметов.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ.
Практический результат
Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ.