Согласно части 7.2 статьи 14 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (также – «ФЗ-217»), «72. Плата, предусмотренная статьей 5 настоящего Федерального закона, рассчитывается в порядке, установленном уставом товарищества для определения размера взносов.».
Указанная формулировка фактически приравнивает плату, предусмотренную частью 3 статьи 5 ФЗ-117, которую обязаны вносить правообладатели садовых или огородных земельных участков, не являющиеся членами товарищества, за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом, к взносам, которые обязаны вносить члены товарищества.
Однако такое «равенство» не соответствует неравноправию указанных лиц, нарушает основополагающие принципы гражданского законодательства - равенства участников гражданских отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного добросовестного осуществления гражданских прав, приобретения и осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе, и по своему усмотрению.
Согласно части 2 статьи 3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ-217 вопросы изменения устава товарищества отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.
Частью 6 статьи 5 ФЗ-217 предусмотрено, что лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в общем собрании членов товарищества. По вопросам, указанным в пунктах 4 - 6.1, 21 и 22 части 1 и части 29 статьи 17 ФЗ-217, лица, указанные в ч. 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в голосовании при принятии по указанным вопросам решений общим собранием членов товарищества. По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, указанные в ч. 1 настоящей статьи, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают.
Из приведенных выше положений законодательства следует, что лица, не являющиеся членами товарищества, осуществляющие ведение садоводства или огородничества в индивидуальном порядке, вправе обжаловать решения собрания членов товарищества только по вопросам, указанным в пунктах 4 - 6.1, 21 и 22 части 1 статьи 17 ФЗ-217. Изменение устава товарищества к перечню таких вопросов не отнесено.
Следовательно, в силу законоположений статьи 17 ФЗ-217, лица, указанные в статье 5 ФЗ-217, не участвуют в голосовании и в принятии решений собранием членов товарищества об утверждении устава и внесении в него изменений, в том числе в части определения порядка расчета платы, предусмотренного указанной частью 7.2 статьи 14 ФЗ-217, аналогичного порядку, установленном уставом товарищества для определения размера взносов.
Кроме этого, в силу совокупности других норм ФЗ-217 взаимосвязанных с определением и расчетами платы, предусмотренной статьей 5 ФЗ-217, указанная часть 7.2 ограничивает их применение к указанным лицам и может нарушать их права и законные интересы.
Установление для лиц, не являющихся членами товарищества, обязанности по оплате всех членских и целевых взносов членов товарищества, тем более рассчитанных в соответствии с уставом товарищества, который принимается без участия таких лиц, противоречит фундаментальным принципам гражданского законодательства, является дискриминацией таких граждан, в своей воле и интересе решивших не участвовать в товариществе.
Частью 5 статьи 14 ФЗ-217 определен исчерпывающий перечень расходов, на которые могут быть использованы членские взносы. Из 9 позиций этого перечня только одна по пункту 1 непосредственно связана с содержанием имущества общего пользования товарищества, указанным в части 3 статьи 5.
Кроме этого частью 5 указанной статьи 14 не предусмотрено расходование членских взносов на «текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом», указанные в части 3 статьи 5, что делает такие расходы незаконными.
Следовательно, членские взносы, расходование которых предусмотрено пунктами 2-9 части 5 статьи 14 ФЗ-217, не могут автоматически включаться в плату, предусмотренную частью 3 статьи 5 ФЗ-217.
Частью 6 статьи 14 ФЗ-217 также определен исчерпывающий перечень расходов, на которые могут быть использованы целевые взносы. Из 5 позиций этого перечня только одна по пункту 4 непосредственно связана с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования, указанного в части 3 статьи 5.
Следовательно, целевые взносы, расходование которых предусмотрено пунктами 1-3, 5 части 6 статьи 14 ФЗ-217, не могут автоматически включаться в плату, предусмотренную частью 3 статьи 5 ФЗ-217.
Более того положения части 4 статьи 5 ФЗ-217 несовместимы с указаниями статьи 17 ФЗ-217 (пункты 4, 5, 6, 21-22 части 1, части 3, 25) об особом порядке и процедурах определения размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5, исключительно решениями собрания.
По общему правилу установленные законом компетенции различных органов управления не могут произвольно изменяться и/или передаваться друг другу.
Из этих положений в совокупности следует определение размера упомянутой платы индивидуально на основании финансово-экономического обоснования и с учетом различного объема использования лицами, указанными в части 1 статьи 5, имущества общего пользования и размера их доли в праве общей долевой собственности на такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества (по аналогии с частью 7 статьи 14).
Из законоположений ФЗ-217 следует, что указанная плата определяется в следующем порядке:
- правление готовит проект приходно-расходной сметы товарищества, которая должна содержать указание на размер предполагаемых доходов и расходов товарищества, перечень предполагаемых мероприятий и ответственных за их обеспечение должностных лиц товарищества (ч.9 ст.18);
- собрание с участием лиц, указанных в части 1 статьи 5, принимает решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения (п.4-5 ч.1 ст.17);
- собрание утверждает приходно-расходные сметы товарищества и принимает решения о ее исполнении (п.17 ч.1 ст.17);
- на основании приходно-расходной сметы товарищества правление готовит финансово-экономическое обоснование размера такой платы (п.14 ч.7 ст.18);
- собрание утверждает финансово-экономическое обоснование размера такой платы (п.22 ч.1 ст.17);
- собрание на основании финансово-экономическое обоснования размера такой платы с участием лиц, указанных в части 1 статьи 5, определяется размер и срок внесения такой платы (п.21 ч.1 ст.17).
Показательно, что лица, указанные в части 1 статьи 5, согласно части 6 статьи 5, части 3 статьи 17, не участвуют в голосовании собрания при утверждении собранием основополагающего для расчета их платы документа - приходно-расходной сметы и устава товарищества (п.1, п.17 ч.1 ст.17 ФЗ-217).
Кроме этого, в силу законоположений статей 210, 249 ГК РФ, лица, указанные в части 1 статьи 5 ФЗ-217, не обязаны нести бремя содержания имущества общего пользования, которое им не принадлежит на правах общей долевой собственности.
Согласно статье 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Следовательно, в силу законоположений ГК РФ, имеющего большую юридическую силу по сравнению с ФЗ-217, в плату, предусмотренную частью 3 статьи 5 ФЗ-217, может включаться лишь часть членских взносов, непосредственно связанных с содержанием имущества общего пользования, принадлежащего лицам, указанным в части 1 статьи 5, на правах общей долевой собственности, причем эта часть взносов должна быть соразмерна доли указанных лиц.
Соответственно, в плату, предусмотренную частью 3 статьи 5 ФЗ-217, может также включаться лишь часть целевых взносов, непосредственно связанных с приобретением (созданием) имущества общего пользования, которое будет принадлежать лицам, указанным в части 1 статьи 5, на правах общей долевой собственности, причем эта часть взносов должна быть соразмерна доли указанных лиц.
Кроме этого, согласно части 27 статьи 17 ФЗ-217, решения общего собрания членов товарищества являются обязательными для исполнения органами товарищества, членами товарищества, а также лицами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона только в случае, если такие решения принимаются по вопросам, указанным в пунктах 4 – 6.1, 21, 22 и 24 части 1 и части 29 настоящей статьи.
ФЗ-217 не содержит положения об обязательности положений устава для лиц, указанных в части 1 статьи 5 ФЗ-217. Согласно пункта 15 части 1 статьи 8 ФЗ-217, устав товарищества должен содержать лишь порядок взаимодействия с гражданами, ведущими садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе.
Следовательно, часть 7.2 статьи 14 подлежит исключению из ФЗ-217, поскольку предполагает дискриминацию лиц, не являющихся членами товарищества, указанных в части 1 статьи 5 ФЗ-217.
Согласно части 1.1 статьи 17 ФЗ-217, «11. Общее собрание членов товарищества вправе принимать решения по иным вопросам деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи.».
Такое расширение полномочий общего собрания содержит правовую неопределенность, которая чревата нарушением прав и законных интересов граждан, в т.ч. выступающих против расширения деятельности товарищества за рамки необходимого для ведения садоводства или огородничества для собственных нужд, а также коррупциогенными последствиями.
Следовательно, часть 1.1 статьи 17 ФЗ-217 следует исключить как создающую правовую неопределенность с возможными негативными последствиями и нарушениями прав граждан как членов, так и нечленов товарищества.
Согласно части 3 статьи 25 ФЗ-217, «3. В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии принятия такого решения общим собранием членов товарищества в соответствии с требованиями статьи 17 настоящего Федерального закона. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением».
Из указанных формулировок следует, что собственникам земельных участков, расположенных границах территории садоводства или огородничества, не являющимся членами товарищества, может быть навязана помимо их воли и желания право общей долевой собственности на имущество, которое им не нужно в силу различных причин, поскольку в силу статьи 17 ФЗ-217 решения общего собрания членов товарищества принимаются квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.
Это откровенное нарушение прав частной собственности, принципов равенства участников гражданских правоотношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, навязывание прав собственности гражданам против их воли, что противоречит действующему законодательству.
В силу законоположений части 4 статьи 181.4 ГК РФ, статьи 17 ФЗ-217 лица, не являющиеся членами товарищества, реального влияние на решения собрания оказать не могут. Следовательно, следует вернуть ранее существовавшую формулировку о том, что для таких решений необходимо согласие всех собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество.
Практический результат
Указанные изменения позволят сделать ФЗ-217 более справедливым и равноправным для всех лиц, участвующих в ведении садоводства или огородничества для собственных нужд, устранить дискриминационные элементы, позволяющие большинству членов товарищества навязывать невыгодные для меньшинства нечленов условия их использования своих садовых или огородных земельных участков, принадлежащих им на праве частной собственности, и в случае необходимости – объектов имущества общего пользования, принадлежащих товариществу.