В настоящее время, электросамокатчики, как и обычные самокаты, приравнены к пешеходам.
"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства (из текста действующих ПДД).
Но любому здравомыслящему человеку понятно, что в то время, когда писали этот пункт, понятия "электросамокат", как такового, не существовало. Движение электросамоката приводится с помощью двигателя, а не с помощью отталкивания ногой (отталкиваться нужно только для того, чтобы тронуться). Электросамокат развивает скорость до 25 км/ч, а некоторые модели способны и больше. И это всё при относительно малой мощности двигателя. Очевидно, что электросамокат - это уже транспортное средство и никак нельзя считать водителя электросамокатов пешеходами. Это, по сути, такое же транспортное средство, как и мопед, отличие только в том, что едешь стоя и в максимальной скорости.
По всей стране "электросамокатчики" гоняют по тротуарам, сбивая других людей, резко выезжают на дорогу, устраивают ДТП с автомобилями. И если такой электросамокатчик попадёт под машину на пешеходном переходе, то виноват будет водитель автомобиля, так как электросамокатчик приравнен к пешеходу и он даже не обязан слезать с самоката в отличие от велосипедиста.
Подавляющее большинство электросамокатов - кикшеринг (сервис по прокату электросамокатов). Оплата поминутная, поэтому стараются ехать максимально быстро, не уважая пешеходов и других участников движения. И любой человек, скачавший приложение, привязавший карту может этим сервисом воспользоваться. Но это такое же средство повышенной опасности. Поэтому, необходимо законодательно приравнять их к мопедам, чтобы для управления ими была категория "М", либо любая другая.
"Электросамокат" - это огромный пробел в законодательстве.
Практический результат
1) В случае ДТП с электросамокатом, у электросамокатчика не будет возможности уйти от ответственности, даже если он покинет место ДТП, ведь в компаниях по кикшерингу будут не только данные банковской карты, которую при определённых манипуляциях можно сделать анонимной, но и номер водительского удостоверения водителя.
2) Повысится безопасность движения, так как водитель электросамоката будет знать, что в случае ДТП его найдут и будет более ответственно подходить к управлению электросамокатом.