Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
66Ф98043
Уровень инициативы:
Федеральный

Внести изменения в ФЗ «О рекламе», увеличив штрафы за спам, распространяемый по сетям электросвязи в целях поощрения заявителей

Телефонные спамеры за период с июня 2021 по июнь 2022 года стали звонить россиянам на 73% чаще, доля спам-звонков в общем количестве входящих составляет около 14% против 8,1% годом ранее – это недавняя информация антиспам-секретарей от "Яндекс" и "Тинькофф". Меры, принимаемые государством в данный момент, неэффективны. Потому спамеры борзеют.
Чего не хватает для решения проблемы?
1. Нужно увеличить штрафы за спам, распространяемый по сетям электросвязи, на размер МРОТ или выше. Эти деньги будут считаться премией физического или юридического лица, которое являлось получателем спама и грамотно оформило заявление, предоставив контролирующим органам все нужные доказательства. Премию нужно перечислять за каждый подтверждённый случай.
2. Штрафы организациям, использующим подмену номеров, нужно увеличить десятикратно. Как и премии охотникам за спамерами, выявившим таких нарушителей.
3. Охотник на спамеров обязан точно выяснить данные организации-бенефициара нарушения закона, предоставив служащим ФАС готовые полноценные доказательства. За это он и получает вознаграждение. Нельзя будет просто сбросить запись робота-обзвонщика, который не назвал никаких сведений и надеяться, что госслужащие сами проведут расследование. Нужно согласиться получить дополнительную информацию и выяснить все детали. При нарушении данного регламента охотник лишается своего вознаграждения. Если во время разговора не получилось выяснить данные нарушителя закона по телефону – охотнику необходимо согласиться на личную встречу и зафиксировать разговор путём аудио- или видеозаписи. Договоры, заключённые во время таких встреч, считать не имеющими юридической силы, т. к. они заключены для разоблачения и предотвращения правонарушений.
4. Согласие, данное роботу-обзвонщику при телефонном звонке или в ответном SMS, не должно являться юридическим согласием получать рекламу. Нарушители закона могут пользоваться этой лазейкой и её нужно закрыть. Согласие на получение дальнейшей информации нужно рассматривать как действия с целью предотвращения правонарушений.
5. Записать разговор, собрать нужные доказательства и оформить заявление можно своими силами. А можно разработать специальный автоматизированный комплекс для фиксации спама и продавать его будущим охотникам. Или разработать приложение для смартфона и ПК. Но лучше оставить всё как есть и не усложнять.
6. Можно ограничить круг охотников за спамом: поправки в закон помогут зарабатывать жителям сёл, деревень и депрессивных малых городов, а также пенсионерам и инвалидам, не выходящим из дома. Для них 1 МРОТ – уже хорошая прибавка. Бывает так, что спамеры звонят по несколько раз в день. Предпринимателям, которым банки и бухгалтерия начинают звонить сразу после их регистрации в ФНС, данная мера поможет окупить расходы на госрегистрацию ИП или юрлица. Но следует помнить, что чаще спам получают именно предприниматели.
7. При подаче заявлений от нескольких охотников, организация, попавшаяся на спаме, будет обязана оплатить полные гонорары каждому из них. Преступники разослали спам-сообщения по всей стране, это было доказано и заявления подали 10 000 охотников? Каждый охотник получит по МРОТ.
8. Охотники будут получать премии в своём личном кабинете налогоплательщика. Охотниками могут быть юрлица, ИП или самозанятые. Премии будут начислены только спустя сроки, необходимые для обращения спамеров в суды с целью опротестования действий госслужащих, назначивших им штрафы. Премии охотникам (возможно и госслужащим) оплачивает не государство, а сами спамеры.
9. Собранные до принятия закона доказательства спама должны иметь юридическую силу, если заявление о спаме подано после принятия закона. Например, если спамер звонил или рассылал сообщения за месяц до принятия закона, а заявление подано после – вознаграждение заявителю всё равно должно быть гарантировано.
10. Для эксперимента можно протестировать предлагаемые изменения закона в нескольких регионах.

Практический результат

Холодные обзвоны и прочий спам вымрут в короткое время. Спамеры пользуются тем, что люди ленятся писать на них заявления. Пара активистов погоды не делает. Когда у получателей появится финансовая мотивация громить преступников – спам станет невыгоден.
Плюс это поможет заработать жителям депрессивных населённых пунктов и слабозащищённым слоям населения.

Решение

Нужно платить заявителям долю со штрафов, взысканных со спамеров.
Для этого нужны изменения в ФЗ "О рекламе" по примеру изменений правил для мобильных камер видеофиксации нарушений ПДД, которые теперь находятся у частных подрядчиков. Пока жертвы спама не будут получать выгоду от своих заявлений на спамеров – спамеры продолжат обзвоны.

К началу списка инициатив