Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф97047
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации незаконного оборота многих или всех видов патронов к огнестрельному и иному оружию, незаконный оборот которого криминализирован

Необходимо декриминализировать незаконный оборот (незаконные сбыт и изготовление ч.7 ст.222 и ч.4 ст.223 УК РФ) патронов к газовому оружию, огнестрельному оружию ограниченного поражения и к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, а также незаконный оборот многих или всех видов патронов к иному огнестрельному оружию (ч.1-6 ст. 222, ст.222.2 и ч.1-3 ст.223 УК РФ), поскольку незаконный оборот патронов к огнестрельному или иному оружию без незаконного оборота самого данного оружия представляет меньшую опасность, нежели незаконный оборот оружия и патронов к нему. При этом виды патронов к гражданскому и иному оружию, не запрещенные к обороту в РФ, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность, и другие виды патронов к оружию (холостые патроны, патроны к сигнальному оружию, приобретаемому по лицензии, и ряд других видов патронов), а также патроны к видам оружия и другим подобным предметам, находящимся в свободном обороте (сигнальные, строительно-монтажные и т.п. патроны), представляют примерно равную степень опасности при их срабатывании вне оружия или стрельбе без поражающих элементов и могут представлять меньшую опасность, чем различные виды пиротехнических изделий, приобретаемых без лицензии, либо незаконный оборот которых не влечет уголовной ответственности, т.к. они не отнесены законом к взрывчатым веществам, взрывным устройствам, боеприпасам или оружию. Более того, строительно-монтажные и сигнальные патроны могут содержать большее количество порохового заряда, чем холостые, газовые и боевые патроны к пистолетам и целому ряду других видов газового и огнестрельного оружия. При определенные виды сигнальных патронов, других сигнальных устройств и пиротехнических изделий, не отнесенные к предметам, незаконные действия с которыми не влекут уголовной ответственности или оборот которых не ограничен могут содержать достаточно большое количество пиротехнических составов, представляющих опасность для жизни и здоровья человека.
Незаконный сбыт патронов к газовому оружию, приобретаемому по лицензии (газовым пистолетам и револьверам), влечет уголовную ответственность по ч.7 ст.222 УК РФ, т.к. они отнесены к газовому оружию в ст.3 ФЗ Об оружии, а в ч.7 ст.222 УК РФ не содержится их исключения из круга предметов преступления.
С 2021 года в ч.7 ст.222 УК РФ криминализирован незаконный сбыт патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения и гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию.
При внесении данных изменений, ужесточающих уголовную ответственность за незаконный оборот многих видов оружия, декриминализированы незаконные переделка и снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения или газовому оружию, являвшиеся преступлениями с 2011 по 2021 год и сохранен максимальный срок лишения свободы (2 года) за незаконные изготовление и ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения и незаконное изготовление холодного, газового и метательного оружия, а также патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения или газовому оружию в ч.4 ст.223 УК РФ.
Фактическая опасность патронов зависит от их количества, но ФЗ Об оружии и иным законодательством РФ не ограничено максимальное количество патронов к оружию, которые могут приобретать, хранить, носить, продавать или дарить граждане по разрешениям на хранение соответствующих видов оружия, лицензиям на коллекционирование оружия или без разрешительных документов (ограничено только приобретение патронов к наградному боевому короткоствольному ручному стрелковому оружию (не более количества на две обоймы конкретному оружию) и к другим видам боевого оружия, выдаваемым во временное пользование), а строительно-монтажные и иные патроны к предметам, не отнесенным к оружию, или к видам оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии (если оно изготовлено под патроны, отличающиеся от предусмотренных ФЗ Об оружии) могут быть приобретены в любыми лицами в любом количестве и их оборот не ограничен. Ограничена только перевозка патронов к гражданскому и служебному оружию владельцами такого оружия без специального разрешения (не более 1 000 штук).
Наиболее опасными являются патроны к крупнокалиберному огнестрельному оружию (в особенности, имеющие разрывные и бронебойные снаряды), и другие виды боеприпасов крупного калибра или снаряженных различными видами взрывчатых веществ в количестве, представляющим опасность для жизни человека, нескольких или многих людей (снаряды к артиллерийским орудиям, различные виды боевых гранат и мин, авиационные и иные виды бомб и т.п.).
Существуют виды оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, в которых метание снаряда производится без использования патронов и пороха за счет энергии капсюля, т.е. роль патрона выполняет капсюль.
По законодательству СССР пистолеты, револьверы и другие подобные предметы, использующие только капсюль для метания снаряда, не относились к огнестрельному и иному оружию, т.к. огнестрельным могло быть признано только оружие, использующее порох для метания снаряда, а иным видом оружия в уголовном и ином законодательстве СССР и союзных республик признавалось только холодное оружие.
По законодательству РФ пистолеты, револьверы и иные предметы, использующие только капсюль для метания снаряда, могут быть к огнестрельному оружию, если они имеют удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, а при меньшей энергии – к сигнальному или иному оружию, если они соответствуют по своим характеристикам конкретным видам оружия, либо к конструктивно сходным с оружием изделиям или другим предметам, не отнесенным к оружию, если они имеют гладкий ствол без ограничителей необходимых размеров или нарезной ствол.
Капсюли находились в РФ в свободном обороте до 2019 года, но с указанного года капсюли патронов к огнестрельному оружию могут быть приобретены только гражданами, имеющими разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия. Ограничения на оборот других видов капсюлей и ответственность за незаконный оборот капсюлей не предусмотрены. При этом критерии отличия капсюлей патронов к огнестрельному оружию от многих других видов капсюлей отсутствуют, а в сигнальных и других подобных устройствах (пистолетах, револьверах и т.п.) часто используются именно капсюли патронов к огнестрельному оружию (как правило, гладкоствольному длинноствольному). Это затрудняет приобретение капсюлей лицами, имеющими сигнальные пистолеты и револьверы, предназначенные для их использования, и другие подобные устройства, приобретаемые без лицензии, или лицензии на коллекционирование оружия, либо разрешения на хранение и ношение сигнального и газового оружия, а также огнестрельного оружия ограниченного поражения, либо разрешения, не дающие права на ношение огнестрельного оружия, или выданные на хранение и (или) ношение видов огнестрельного оружия, не являющихся длинноствольными, но дает право на приобретение капсюлей в любом количестве гражданами, имеющими соответствующие разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, и их использование в сигнальном оружии и других разрешенных к обороту предметах и на оборот других видов капсюлей любыми лицами, а также на оборот всех видов патронов к сигнальному, газовому и иному оружию, приобретаемому по лицензии или без лицензии, или к другим устройствам, содержащих капсюли, лицами, имеющими право на приобретение конкретных видов оружия, или любыми лицами, если на приобретение конкретного вида оружия ограничения ФЗ Об оружии не установлены или предмет не отнесен к оружию.
Поэтому оборот капсюлей и оружия или других устройств, в которых они используются вместо патронов и без пороха, не являлся и не является таким же контролируемым, как оборот патронов к оружию.
К огнестрельному оружию могут быть отнесены только соответствующие предметы с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2. Для достижения этой энергии крупному снаряду необходимо придать дульную энергию до 100 или более Дж (в зависимости от калибра), но для снарядов калибра до 4,5 мм достаточно дульной энергии до 7,5 Дж (при наименьших калибрах (от 1 до 2,8 мм) достаточно дульной энергии до 3 Дж), поскольку удельная кинетическая энергия определяется как отношение дульной энергии к площади поперечного сечения снаряда. Поэтому увеличение калибра потребует увеличения дульной энергии, необходимой для достижения значения его удельной кинетической энергии, составляющего 0,5 Дж на мм2. При этом правила оборота огнестрельного оружия являются одинаково строгими по отношению к огнестрельному оружию независимо от дульной энергии (в особенности, к короткоствольному или имеющему нарезной ствол), если удельная кинетическая энергия составляет более 0,5 Дж на мм2.
Для огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового и сигнального оружия минимальных значений дульной и удельной кинетической энергии не установлено.
При этом наличие дульной энергии 0,5 Дж и калибра 1 мм означает достижение значения удельной кинетической энергии более 0,5 Дж на мм2 (0,7 Дж на мм2), т.е. энергию огнестрельного оружия может иметь и игрушечное оружие калибра 1 мм.
Согласно данным судебной медицины: при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией 6-8 Дж/см2 причиняет ссадины; с энергией 14-17 Дж/см2 - поверхностные раны; с энергией 32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины; с энергией 54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки; с энергией 135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки. При этом такие критерии поражающей способности применяются только к огнестрельному оружию, но его виды, имеющие удельную кинетическую энергию более 145 Дж на см2 (более 1,45 Дж на мм2), отдельно не указаны в ФЗ Об оружии, а предметы с удельной кинетической энергией до 50 Дж на см2 не отнесены к огнестрельному оружию, но при определенном строении стволов могут быть отнесены к огнестрельному оружию ограниченного поражения, газовому, сигнальному или списанному оружию.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л.Ф.Савранем и Е.И.Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.). В 2019 году Е.А.Лаппо в своей работе «Об уточнении значения минимальной поражающей способности ручного стрелкового огнестрельного оружия» указывал, что А.Г.Андреевым в 2003 году было подтверждено что форма головной части пуль (при равных скоростях в момент поражения) влияет на величину их проникновения. В своей работе (Андреев А. Г. «Современное состояние и проблемы криминалистического исследования самодельного огнестрельного оружия»: дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003) А.Г.Андреев указывает, что некоторые пули патронов 5,45x39 внедрялись в биологический материал под углом, вследствие чего глубина их проникновения уменьшалась, а результат не учитывался при обработке результатов экспериментальной стрельбы.
Во многих странах минимальная дульная энергия огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия, приобретаемого по лицензии, составляет от 7,5 до 20 Дж. Подобные минимальные критерии пневматического и (или) огнестрельного оружия установлены законодательством Германии (7,5 Дж), Венгрии (7,5 Дж), Франции (20 Дж) и ряда других стран Европы.
По Закону Об оружии Южной Осетии 2021 г. не являются пневматическим, огнестрельным и иным оружием любые пистолеты, револьверы и винтовки с дульной энергией до 3 Дж, а огнестрельное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 7,5 Дж приобретается без лицензии.
Законом Польши «Об оружии и боеприпасах» разрешен оборот без лицензии стрелкового оружия с дульной энергией не более 17 Дж.
В других странах мира встречаются минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляющие более 17 Дж. В частности, в законодательстве Индии (20 Дж).
В целом ряде различных стран мира минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляют более 20 Дж.
В законодательстве Швеции кинетическая энергия снаряда измеряется на расстоянии 4 метров от дульного среза, а минимальная энергия составляет 10 Дж для неавтоматического стрелкового оружия и 3 Дж – для автоматического.
Низкие минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия установлены некоторых страна мира, но они существенно различаются даже в законодательстве отдельных территорий (автономий) указанных государств.
В законодательстве Ирландии и Северной Ирландии минимальная дульная энергия стрелкового оружия определена в 1 Дж, но в законодательстве Великобритании, за исключением Северной Ирландии, минимальные критерии дульной энергии составляют 8,1 Дж для пневматических пистолетов и 16,2 Дж – для пневматических винтовок.
В законодательстве КНР с 2007 года минимальным критерием огнестрельного оружия является удельная кинетическая энергия 1,8 Дж/см2 (до 2007 года она составляла 16 Дж/см2), а предметами, полностью имитирующими огнестрельное оружие считаются пистолеты и другие подобные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию от 0,16 до 1,8 Дж/см2, что меньше энергии пластиковой пульки калибра 6 мм, составляющей 2,058 Дж/см2, но в законодательстве Гонг-Конга критерием отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию является дульная энергия, равная 2 Дж.
Существуют виды миниатюрного или малокалиберного огнестрельного оружия, формально соответствующие критериям огнестрельного оружия, но имеющие небольшие для нормального удержания рукой при стрельбе размеры и (или) дульную энергию, не превышающую 7,5 Дж. В частности, пистолет «Колибри», производившийся в Австро-Венгрии, имел калибр 2,7 мм, дульную энергию 4 Дж и размеры, не позволяющие эффективно его использовать в качестве оружия. При этом его удельная кинетическая энергия превышает минимальное ее значение, установленное для огнестрельного оружия законодательством РФ (0,5 Дж на мм2), учитывая его калибр и превышение значения удельной кинетической энергии, составляющего 0,5 Дж на мм2 при калибре более 2,8 мм, а его дульная энергия превышает ее минимальные значения, установленные законодательством ряда других стран мира (как было указано выше), но в законодательстве целого ряда вышеуказанных стран мира (Германии, Венгрии, Польши, Франции, Швеции и др.) предусмотрены значительно большие минимальные значения дульных или иных кинетических энергий стрелкового оружия (от 7,5 до 24,2 Дж либо 10 Дж (3 Дж для автоматического оружия) в четырех метрах от ствола (в законодательстве Швеции)). Поэтому пистолет «Колибри» не является огнестрельным оружием по законодательству части стран мира.
В законодательстве РФ указанный пистолет может быть не отнесен к оружию ввиду несоответствия критерию надежности, но данный критерий является нечетким, а в ФЗ Об оружии такой пистолет может быть отнесен к оружию, имеющему культурную ценность, не являющемуся старинным (антикварным) оружием, приобретаемому без лицензии любыми гражданами. При этом на его ношение, ввоз в РФ, вывоз из РФ, торговлю и ряд других действий налагаются такие же строгие ограничения, какие установлены на оборот любого оружия, и запрещено производство выстрелов из него, кроме имитации стрельбы на определенных мероприятиях, имеющего культурную ценность, и (или) любого гражданского оружия, а подобный современный пистолет ограничен к обороту как спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом или наградное короткоствольное боевое или гражданское огнестрельное оружие, т.е. его запрещено хранить вне стрелкового объекта и носить или можно хранить по месту жительства или носить, если им наградили и выдали наградное разрешение, и любой его оборот сильно ограничен. При этом подобными пистолетами обычно не награждают и к спортивному оружию часто относят стандартные спортивные или боевые пистолеты с дульной энергией до 300 и более Дж. Поэтому ограничения на оборот подобных маломощных пистолетов, отнесенных к огнестрельному оружию, несоответствуют степени их опасности и являются более строгими, чем правила оборота пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж.
Не все виды крупнокалиберного травматического или иного оружия, конструктивно сходного с огнестрельным, и различные патроны к ним отнесены к огнестрельному и иному оружию в ФЗ Об оружии. В частности, французские полицейские крупнокалиберные травматические пистолеты и ружья «Flash-Ball» калибра 44 мм, имеют удельную кинетическую энергию не более 0,2, 0,3 или 0,5 Дж на мм2, т.е. не являются огнестрельным оружием в РФ, но они стреляют резиновыми снарядами (мячами) газового, травматического и иного нелетального действия с дульной энергией до 270 или более Дж, теоретически, не причиняющими вреда здоровью человека и ран, а практика их применения указывает на их опасность жизни и здоровья человека (встречались случаи лишения глаз, перелома ребер или летального исхода во время подавления массовых беспорядков во Франции).
В ФЗ Об оружии данные виды оружия не могут быть отнесены к огнестрельному оружию ограниченного поражения. При этом данные пистолеты, бесствольные и другие подобные устройства не могут быть отнесены к разрешенному гражданскому или служебному огнестрельному оружию ограниченного поражения по причинам отсутствие ограничителя в стволе ствольного травматического оружия и высокой дульной энергии, в несколько раз превышающей разрешенные в РФ для огнестрельного оружия ограниченного поражения 91 и 150 Дж.
Поэтому данные устройства не отнесены в РФ к оружию и ограничения на их оборот отсутствуют, т.к. они имеют гладкий ствол без ограничителя полета снаряда.
При этом любые пистолеты, ружья и другие подобные предметы, имеющие гладкий или нарезной ствол, предназначенные для производства выстрелов металлическими снарядами, имеющими удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, при любом калибре и дульной энергии не отнесены законодательством РФ к огнестрельному или иному оружию и находятся в свободном обороте.
Ограничения на оборот патронов к оружию и капсюлей в качестве средства борьбы с вооруженной преступностью не могут быть полностью эффективными, поскольку наличие видов огнестрельного и иного оружия, в которых не используются патроны и порох, и формальных критериев отнесения предметов к огнестрельному и иному оружию, допускающих нахождение в свободном обороте предметов, способных причинить средней тяжести или тяжкий вред здоровью человека, нахождение в свободном обороте строительно-монтажных патронов, патронов к видам оружия, не предусмотренным ФЗ Об оружии, отличающихся от патронов к гражданскому, служебному или боевому оружию и от запрещенных к обороту патронов, многих видов пиротехнических изделий и патронов к сигнальному и иному оружию, приобретаемому без лицензии, и отсутствие уголовной ответственности за незаконный оборот холостых, сигнальных и других подобных видов патронов к оружию, а также пиротехнических изделий не могут исключать использование различных видов патронов и капсюлей в переделанном или ином оружии, либо в предметах, не отнесенных к оружию, либо во взрывных устройствах, а установление строгих ограничений на оборот всех видов патронов, капсюлей и пиротехнических изделий и, тем более, введение уголовной ответственности за их незаконный оборот могут повлечь массовое привлечение к ответственности различных людей, совершение других репрессивных действий, не вызываемое явной необходимостью, и затруднение нормальной жизнедеятельности населения.
Криминализация незаконного оборота капсюлей не может быть допустима, учитывая их небольшие размеры, позволяющие вложить их сумку, карман и иные вещи конкретного лица незаметно для него, что может способствовать фабрикации уголовных дел для отчетности, мести или в иных целях (это имеет место в случаях обвинений в незаконном обороте наркотических средств и патронов к огнестрельному оружию).
Незаконный оборот различных видов патронов и случаи фабрикаций уголовных дел о нем являются распространенным явлением, учитывая их небольшие размеры, а главным условием использования патронов для совершения вооруженных преступлений является наличие подходящего для производства выстрела различными видами опасных для жизни и здоровья человека снарядов оружия, либо пиротехнического изделия или взрывного устройства, в которых патроны могут быть использованы для усиления их поражающей способности.
При этом ряд видов патронов к гражданскому гладкоствольному огнестрельному длинноствольному оружию (патроны к гладкоствольному оружию типа Ланкастер) имеют очень большое конструктивное сходство с патронами к короткоствольному и длинноствольному огнестрельному оружию с нарезным стволом, несмотря на наличие уголовной ответственности за незаконный оборот патронов к огнестрельному оружию с нарезным стволом и к видам служебного и иного огнестрельного гладкоствольного оружия, не отнесенного к гражданскому длинноствольному, при ее отсутствии за многие незаконные действия с патронами к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию (за исключением их незаконного изготовления (ч. 1 – 3 ст. 223 УК РФ), а в данном ФЗ и их незаконного сбыта (ч. 7 ст. 222 УК РФ в редакции данного ФЗ)), а также при наличии запрета на оборот огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом, и отсутствии правил оборота части видов гладкоствольного короткоствольного и иного огнестрельного оружия.
Поэтому наличие уголовной ответственности за незаконный оборот боевых патронов к огнестрельному оружию и, тем более, ее наличие за незаконные изготовление и (или) сбыт патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, огнестрельному оружию ограниченного поражения или газовому оружию не может способствовать пресечению вооруженной преступности, что было учтено прежним законодательством России и учитывается законодательством США и целого ряда других стран мира.
Законодательством Российской империи разрешалось приобретение и хранение без документов многих видов оружия и патронов к нему и существовало детское оружие, которым являлось настоящее оружие уменьшенных размеров.
Законодательством СССР, РСФСР и других союзных республик долгое время не ограничивалось приобретение ряда видов огнестрельного оружия, приобретение которого ограничено лицензированием в современном законодательстве РФ (малокалиберного (до 1938 года и с 1954 по 1956 год) и гладкоствольного охотничьего (до 1940 года и с 1953 по 1959 год)), и патронов к нему, а также не ограничивалось приобретение огнестрельного оружия, изготовленного до 1870 года.
Законодательством многих штатов США (включая штаты, в которых огнестрельное оружие приобретается по лицензии) не ограничивается оборот патронов к оружию и к обороту разрешено детское оружие, являющееся огнестрельным оружием. При этом боевые патроны к огнестрельному оружию свободно продаются в хозяйственных и продуктовых магазинах и встречаются автоматы по продаже патронов к огнестрельному оружию. В штатах США распространены правила, разрешающие ношение незаряженных боевых пистолетов и иного огнестрельного оружия, или исключающие уголовную ответственность за незаконное владение огнестрельным оружием без патронов или патронов в отдельности.
До 20 века в России и других странах встречалось детское холодное, метательное, пневматическое и огнестрельное оружие, являвшееся настоящим оружием уменьшенных размеров (многие подобные предметы не являются холодным оружием по его критериям, установленным законодательством РФ и многих других стран постсоветского пространства).
В США до настоящего времени выпускаются ружья и винтовки для детей, являющиеся огнестрельным оружием (Crickett shotgun and rifle), многие из которых могут быть запрещены ФЗ Об оружии по длине (как длинноствольное огнестрельное оружие с общей длиной менее 800 мм или длиной ствола со ствольной коробкой менее 500 мм), а разрешенные к гражданскому обороту современные винтовки и карабины могут быть приобретены только отдельными категориями совершеннолетних граждан РФ (в ряде субъектов РФ гладкоствольные охотничьи ружья могут быть приобретены в целях охоты гражданами РФ не моложе 16 лет, а с 28 июня 2022 года минимальный возраст их приобретения в целях охоты, спорта или самообороны составит 21 год для многих категорий граждан РФ), в порядке, установленном для приобретения охотничьего и спортивного оружия с гладким или нарезным стволом, либо в порядке награждения оружием с получением разрешения на хранение наградного оружия, либо иностранными гражданами по специальной лицензии, выдаваемой на основании ходатайств дипломатических представительств соответствующих государств, при условии вывоза приобретенного оружия из РФ в течение 10 дней со дня его приобретения.
Незаконный оборот гражданского и иного огнестрельного гладкоствольного оружия, включая охотничье оружие, не всегда являлся преступлением по законодательству РФ и не является преступлением в значительном числе стран постсоветского пространства.
В законодательстве СССР и УК союзных республик исключалась уголовная ответственность за незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия (с 1924 по 1927 год), всех видов охотничьего огнестрельного оружия (до 1959 года в общесоюзном законодательстве и до 1974 года в УК ряда союзных республик), всех видов огнестрельного гладкоствольного оружия (в ст. 182 УК РСФСР 1926г. с 1932 по 1933 год и в ст. 222 УК УССР 1960г. в 1961 году) и гладкоствольного охотничьего оружия (во всех нормах общесоюзного законодательства, в УК всех союзных республик до 1960 года, в УК многих из них с 1960 по 1974 год и в УК всех указанных республик с 1974 года).
В УК РФ незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия являлся преступлением до 2003 года, незаконный оборот всех видов гладкоствольного огнестрельного оружия, включая его незаконный сбыт, был декриминализирован в ст. 222 с 2003 по 2004 год, а незаконный оборот указанного гражданского оружия – до 2011 года. При этом в 2011 году был полностью криминализирован незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и незаконный сбыт указанного длинноствольного оружия.
Во многих странах постсоветского пространства криминализировано только незаконное изготовление огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия в нормах УК о незаконном изготовлении любого огнестрельного оружия, а в ряде данных стран не является преступлением незаконный оборот охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.
Таким образом, законодательство СССР, РФ и других стран постсоветского пространства традиционно не признавало или не признает преступлением незаконный оборот охотничьего или ряда других видов гражданского огнестрельного оружия и не всегда признавало преступлением незаконный оборот всех видов огнестрельного гладкоствольного оружия, что не влекло роста преступности и наступления других опасных последствий и, следовательно, декриминализация незаконного оборота гражданского или иного гладкоствольного огнестрельного оружия и всех видов охотничьего оружия допустима, в особенности, учитывая декриминализацию незаконного оборота всех видов огнестрельного оружия в СССР с 1924 по 1927 год и введения лишения свободы за любой незаконный оборот огнестрельного, не охотничьего, оружия только с 1933 года, и обоснована широкой распространенностью в обороте данного оружия.
Увеличение сроков лишения свободы за незаконный сбыт оружия до 4, 8, 12 и 15 лет влечет необоснованное введение широких полномочий на задержание, заключение под стражу и реальное лишение свободы совершеннолетних и несовершеннолетних лиц, его совершивших, независимо от количества случаев его совершения, поскольку задержание по подозрению в совершении преступления, согласно ст. 91 УПК РФ, может быть применено лишь к подозреваемому в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, и одним из оснований его применения является наличие права на применение к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу, что ограничивает его применение к совершеннолетним лицам только по делам о преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы на срок не более 3 лет, и для несовершеннолетних – по делам о преступлениях средней тяжести, запрещая его применение к несовершеннолетним по делам обо всех преступлениях небольшой тяжести (обо всех преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы на срок не более 3 лет). Выявление оснований, исключающих применение меры пресечения в виде заключения под стражу, в процессе применения задержания влечет освобождение лица при любом сроке, прошедшем с момента фактического задержания.
При этом заключение под стражу по таким делам возможно при невозможности применения более мягкой меры пресечения, т.к. максимальный срок лишения свободы составляет более 3 лет, а право на применение заключения под стражу дает возможность применения других строгих мер пресечения – домашнего ареста и залога. При этом по любым уголовным делам возможно применение меры пресечения в виде запрета совершения определенных действий, ограничивающей многие права человека и гражданина, но заключение под стражу лиц, уклоняющихся от данной меры пресечения, или применение к ним мер пресечения в виде залога или домашнего ареста, возможно именно по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, если лицо является совершеннолетним, и по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 3 лет, если оно является несовершеннолетним.
Назначение наказания в виде лишения свободы не запрещено за любые преступления средней тяжести, совершенные впервые любыми совершеннолетними лицами и несовершеннолетними лицами, достигшими возраста 17 лет, поэтому отнесение незаконного сбыта холодного оружия к преступлениям средней тяжести означает введение права на назначение лишения свободы на срок от 2 месяцев до 4 лет любым лицам, подлежащим уголовной ответственности за его совершение. При этом осуждение к реальным наказаниям за незаконный сбыт холодного оружия совершеннолетнего лица и повторное совершение им данного деяния, либо его совершение данным лицом, ранее осужденным за любое преступление небольшой тяжести, влечет признание рецидива преступлений и назначение наказаний по правилам их назначения при рецидиве преступлений. При этом совершение незаконного сбыта холодного оружия ранее осужденными за преступления небольшой тяжести к любым наказаниям с 2003 года не признается рецидивом преступлений (понятие рецидива преступлений небольшой тяжести отменено в УК РФ с 2003 года).
Применение любых вышеуказанных ограничительных и репрессивных мер является необоснованным и излишне строгим к лицам, совершившим незаконный оборот основных частей огнестрельного оружия, гражданского огнестрельного оружия и патронов к нему, различных видов маломощного, дульнозарядного и иного подобного огнестрельного оружия, не имеющего большой поражающей способности, патронов ко многим или всем видам ручного огнестрельного оружия или пороха. Поэтому необходима как декриминализация незаконного оборота основных частей огнестрельного оружия, малоопасных видов огнестрельного оружия, боеприпасов, небольшого количества пороха и других взрывчатых веществ или иного их количества, не представляющего высокой степени опасности, маломощных взрывных устройств, не имеющих значительной поражающей способности, так и решение вопроса о декриминализации незаконного оборота всех видов огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, не повлекшего тяжких последствий, совершенного без преступных целей.
Поэтому необходима декриминализация незаконного оборота патронов ко многим или всем видам огнестрельного оружия, в особенности, если их незаконный оборот не связан с совершением вооруженных преступлений и не влечет наступления тяжких последствий.
Учитывая вышеизложенное, необходимы:
1) декриминализация незаконных действий с газовыми и иными патронами нелетального действия, незаконного оборота маломощных и малокалиберных патронов к огнестрельному оружию;
2) частичная или полная декриминализация незаконного оборота всех видов патронов к огнестрельному оружию, не запрещенных к обороту;
3) решение вопроса об отмене ограничений на приобретение, продажу и иной оборот многих или всех видов патронов к гражданскому оружию.
Установление ограничений на оборот оружия и мер наказаний за их совершение не является ключевым фактором борьбы с насильственной преступностью, а устанавливая любые ограничения и наказания, необходимо учитывать тот факт, что основная масса насильственных преступлений совершается без использования оружия и других предметов или с использованием бытовых предметов. При этом часто встречаются случаи нападений с использованием любых имитаций огнестрельного оружия или данного оружия, а не только с использованием пневматического, метательного и газового оружия. Встречаются и случаи использования при нападениях огнестрельного и иного оружия, находящегося в законном обороте, и видов оружия (обрезов ружей и винтовок, автоматов, пулеметов, гранатометов и т.п.), боеприпасов (гранат, мин и т.п.), взрывчатых веществ и взрывных устройств, оборот которых запрещен, а также всех указанных предметов.
Поэтому введение любых ограничений и запретов на оборот оружия и других предметов, а также любых строгих мер наказаний за их незаконный оборот не может пресечь вооруженной и иной насильственной преступности, учитывая применение в преступных целях законного огнестрельного и иного оружия или оружия и предметов, запрещенных к обороту в РФ, которые не могут быть даже приобретены гражданами в целях коллекционирования или получены в качестве наградного оружия, т.е. полностью исключены из гражданского оборота.
Вышеизложенное указывает на необходимость введения права многих лиц на приобретение максимально широкого перечня видов оружия и других подобных предметов с сохранением наименьшего количества ограничений на выдачу лицензий или на их приобретения иным образом и введением регистрации всех видов опасного огнестрельного оружия и других подобных предметов в целях ведения учета всех опасных предметов, выявления случаев их противоправного использования и принятия мер к лицам, совершившим или готовившим преступления с их применением, либо введения запрета на оборот всех видов огнестрельного и иного опасного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ не только гражданским населением, но и сотрудниками всех силовых структур и запрета на такое оружие и другие подобные предметы, по аналогии с оружием массового поражения (ядерным, химическим, биологическим, токсинным и т.п.), а также призыва всех стран мира и международного сообщества к полному разоружению.
Очевидно, что второе вышеуказанное решение проблемы вооруженной преступности представляется гораздо более неправдоподобным, нежели первое, в особенности, учитывая международную оружейную и военную политику, наличие черных рынков оружия в РФ и других странах мира, распространение в законном и незаконном обороте в РФ и других странах всех видов оружия, боеприпасов, других опасных предметов и их имитаций, распространение в свободном или незначительно ограниченном гражданском обороте различных видов опасных для жизни человека предметов и веществ за счет научно-технического прогресса, а также невозможность пресечения всей насильственной преступности путем запрета многих или всех видов оружия и других опасных предметов, при большей уязвимости невооруженных людей.
Разоружение армии и других силовых структур или их упразднение представляет опасность для государства и в истории имелись примеры, когда страны, не желающие вооружаться новым смертоносным оружием, заставляли им вооружаться, создавая угрозу их безопасности (примером такого государства является Япония, власти которой не сразу приняли на вооружение огнестрельное оружие (фитильные мушкеты, пистолеты и пушки) и сохраняли их на вооружении несколько веков, но вооружили армию новым оружием для обеспечения своей безопасности и вооружают им до настоящего времени силы самообороны).
Насильственная преступность существует с доисторических времен, когда не было современных видов стрелкового и иного оружия, а для защиты и нападения использовались сила рук и ног, а также любые имеющиеся предметы, и основными орудиями преступников были бытовые предметы и холодное или метательное оружие, многие виды которого не соответствуют критериям оружия, установленным законодательством РФ и многих других стран постсоветского пространства.
В целом законодателям и другим авторам законодательных инициатив, при установлении за незаконный оборот оружия и другие деяния лишения свободы, иных уголовных наказаний или других строгих наказаний, необходимо осознавать, что лишение свободы и другие виды наказания сами являются оружием, произвольное или частое применение которого к определенному и, тем более, к неопределенному кругу лиц опасно и недопустимо, т.к. оно представляет опасность для неопределенного круга лиц и общества в целом, а правильное его применение зависит от лиц, которые уполномочены назначать и исполнять его, поскольку применение наказаний может излишне ограничить основные права человека, а также повлечь материальные и иные лишения, подвергнутого ему лица, и лиц, зависящих от него.
При этом необходимо иметь ввиду, что частое применение лишения свободы и других подобных наказаний к различным осужденным влечет криминализацию общества и большие расходы бюджетных средств, которые в случае роста насильственной преступности и коррупции являются совершенно неоправданными, а в демократическом и правовом государстве (как и в любом государстве) частое или произвольное и, тем более, несправедливое применение лишения свободы и других репрессивных наказаний или иных мер крайне негативно сказывается на развитии и функционировании государства и на взаимодействии личности, государства и общества, а также на взаимоотношении государства с другими государствами и международными органами и организациями.
Строгие наказания за различные деяния, в особенности, лишение свободы на длительные сроки (до 10 или более лет) и более строгие наказания (пожизненное лишение свободы, смертная казнь и другие подобные наказания), устанавливаемые за насильственные и ненасильственные деяния различной степени опасности, являются примером применения крайних мер в праве (правовым экстремизмом) и могут использоваться как орудие личной мести, средство личной наживы или подавления инакомыслия либо как средство совершения других общественно опасных действий различных представителей власти и других лиц, устрашающих население и (или) способствующих возникновению опасных провокационных ситуаций, влекущих нарушение конституционного порядка и возможные массовые насильственные действия (бунты, мятежи, возможные вооруженные конфликты и т.п.), которые могут быть направлены на подавление воли неугодной конкретным влиятельным лицам части общества и носить массовый характер (государственный терроризм).
Подобные действия представляют повышенную опасность для личности, общества и государства, не отвечая целям наказания, определяемым общими принципами права, международным законодательством и законодательством конкретных государств. При этом указанные действия противоречат как общим принципам права, так и действующему международному и национальному законодательству (проявления государственного терроризма запрещены принятой на XXXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1984 г. резолюцией «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государства, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах», а человек является высшей ценностью, согласно ст. 2 Конституции РФ и аналогичным нормам конституций целого ряда других стран).
Многие уголовные и иные законы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, принимаемые в России и других странах мира, не имеют конкретных сроков действия и условий применения в различных ситуациях, возникающих в стране и мире, поэтому один закон может действовать много лет в одной или нескольких странах (в частности, в СССР, РСФСР, РФ и Южной Осетии), не отвечая требованиям времени и обстоятельств, независимо от его несоответствия конституции государства и международному праву или противоречия здравому смыслу. При этом обычно не устанавливаются моратории на действие конкретных законов и не прекращается их применение без их отмены новыми законами или актами конституционных судов. Встречаются и случаи возвращения устаревших или нелогичных положений законодательства прежних времен и (или) государств прошлого (в частности, возвращение положений уголовного и иного законодательства Российской империи, СССР и РСФСР в законодательство РФ, Южной Осетии, Абхазии, ДНР, ЛНР, ПМР, Молдовы, Кыргызстана, Монголии и ряда других стран) либо продолжения применения положений законов, признанных Конституционным Судом РФ или другими конституционными органами различных государств либо международными органами несоответствующими Конституции РФ, конституциям других государств либо иному национальному или международному законодательству. При этом часто игнорируются положения актов Конституционного Суда РФ или других вышеуказанных органов о внесении изменений в норму законодательства, признанную несоответствующей конституции государства, иному его законодательному акту или международному договору.
Любой закон государства может использован в различных целях при различных государственных режимах в различных государствах, а приоритет конституционного законодательства государства над международным законодательством не может отрицать основных прав и свобод человека и гражданина, установленных международным законодательством, но может повлечь их нарушение положениями конституций и иного законодательства конкретных государств, если он не указан в законодательстве государства или в международном законодательстве, признаваемом конкретным государством.
Это требует четкого распределения наказаний за преступления и иные правонарушения, учитывающего степень опасности конкретного деяния и внесение других изменений, исключающих произвольное или частое установление и применение нелогичных репрессивных законов, а также игнорирование приоритета применения общепризнанных норм международного права, обеспечивающих защиту прав и свобод человека.
Исторически доказан вред репрессивных законов для общества и государства, влекущий распады государств или их отставание в экономическом, культурном и ином развитии и возможную криминализацию общества на их территории.
В частности, Ш.Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Монтескье также писал в указанном сочинении о недопустимости применения одинаковых наказаний к лицам, совершившим воровство или убийство, указывая, что в Китае разбойников положено рассекать на части, а простых воров - нет, поэтому там воруют, но не убивают, а в Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством, чтобы не оставлять в живых свидетелей преступлений, но в Англии не убивают, потому что воры могут надеяться на ссылку в колонии, а убийцы – нет.
Данное утверждение Монтескье можно отнести к любому несправедливому распределению наказаний за убийства и другие преступления, учитывая распространенность строгих наказаний, являющихся альтернативами смертной казни или устанавливаемых вместо смертной казни, к которым в настоящее время отнесены пожизненные и близкие к ним сроки лишения свободы, и опасность отбывания наказания вместе с преступниками, склонными к совершению убийств, а также другие негативные последствия осуждения за наиболее тяжкие преступления или к наиболее строгим уголовным наказаниям.
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.
О негативном влиянии тюрем и других подобных мест лишения свободы писали различные юристы, другие ученые и философы (Н.С.Таганцев, С.П.Мокринский, П.А.Кропоткин, Л.Н.Толстой, Ф.Зимбардо и др.).
П.А.Кропоткин в своих работах «В русских и французских тюрьмах», «Записки революционера» и др. указывал, что тюрьмы, в которых установлены как строгие (в тюрьмах Российской империи), так и либеральные режимы содержания (в тюрьмах Франции) формируют склонности к криминальному образу жизни и являются высшими школами (университетами) преступности, поэтому необходим отказ от тюрем.
С.П.Мокринский в своей работе «Наказание. Его цели и предположения» указывал на негативное влияние лишения свободы, в особенности, его длительных сроков и указывал в качестве максимального срока лишения свободы, после которого происходит привыкание лица к изоляции и утрата лишением свободы функции наказания, 5 лет лишения свободы.
Идея С. П. Мокринского была временно реализована в законодательстве РСФСР принятием Декрета СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», которым в качестве максимального срока лишения свободы был установлен срок 5 лет. Максимальный срок лишения свободы, составляющий 5 лет, планировали установить в проекте первого УК РСФСР, но уже в окончательной его редакции, принятой в 1922 году как УК РСФСР 1922г., данный срок составил 10 лет.
Л.Н.Толстой указывал во многих своих произведениях на вред для личности и общества лишения свободы, других наказаний, воинской повинности и иных принудительных мер. В особенности, осуждал он применение лишения свободы, телесных наказаний, смертной казни, воинских наказаний и иных строгих мер к людям, не совершавшим убийств и других подобных тяжких преступлений, виновных лишь в незначительных правонарушениях либо в отказе от исполнения воинской повинности (принесения присяги) или других государственных повинностей.
Экспериментально доказал вред лишения свободы (в особенности, его строгих режимов) психолог Ф.Зимбардо проведением в 1971 году «Стэнфордского тюремного эксперимента», заключавшегося в имитации отбывания тюремного заключения в тюрьме строгого режима студентами-добровольцами, поделенными на заключенных и охранников. Проведение «Стэнфордского тюремного эксперимента» показало, что люди, исполнявшие роль охранников, достаточно быстро стали приобретать склонность к насилию и жестокости по отношению к тем, кто исполнял роль заключенных, а люди, исполнявшие роль заключенных, стали приобретать склонность к насилию и жестокости, и другие негативные качества. Это повлекло досрочное прерывание «Стэнфордского эксперимента» (эксперимент предполагалось провести за 2 недели, но он длился только 6 дней) и явилось доказательством большого вреда для людей от лишения свободы.
Учитывая вышеизложенное, необходима именно отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена), а не гуманизация его отбывания за их совершение или создание специальных мест лишения свободы и (или) отбывания других подобных наказаний (принудительных работ, содержания в дисциплинарной воинской части, ареста и др.), сходных со специальными тюрьмами многих стран Европы, в которых разрешены свободные вход и выход из них, работа, учеба и проживание вне их, свободное перемещение по их территории, право голосовать на выборах всех уровней и многие другие действия, запрещенные или ограниченные для осужденных к лишению свободы законодательством РФ (возможно даже введение права на хранение и ношение в них ножей и других инструментов, оружия, приобретаемого без лицензии, или части других видов оружия, учитывая незначительность совершенных противоправных деяний и опыт Российской империи, РСФСР, СССР и других стран мира).
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимы:
1) декриминализация незаконных действий с газовыми и иными патронами нелетального действия, незаконного оборота маломощных и малокалиберных патронов к огнестрельному оружию;
2) частичная или полная декриминализация незаконного оборота всех видов патронов к огнестрельному оружию, не запрещенных к обороту;
3) решение вопроса об отмене ограничений на приобретение, продажу и иной оборот многих или всех видов патронов к гражданскому оружию.

К началу списка инициатив