Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф95715
Уровень инициативы:
Федеральный

О государственных гарантиях и реабилитации военнослужащих, утративших возможность продолжения службы в ВС РФ в результате ранения

Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).
Система мер социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ включает в себя ряд социальных гарантий, к числу которых отнесены обеспечение жилыми помещениями в различных формах (служебные жилые помещения, субсидии для приобретения и строительства жилого помещения, предоставление жилого помещения в натуре, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения), проезд на безвозмездной основе различными видами транспорта, медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, а также иные социальные гарантии и льготы.
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на бесплатное направление за счет средств федеральной государственной службы занятости населения на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования, а имеющие право на пенсию - на получение профессионального образования по направлению и за счет средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения.
В ходе проведения специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, а также при выполнении специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики, имеются военнослужащие, получившие ранение (контузию, травму, увечье) которые в дальнейшем по состоянию здоровья не смогут продолжать военную службу.
Как показывает общение с военнослужащими, находящимися на лечении в медицинских учреждениях, основной проблемой для военнослужащих, является не сам факт утраты возможности продолжения военной службы по состоянию здоровья, а последующая социализация и возможность трудоустройства после увольнения с военной службы.
Существует ряд проблем в законодательном регулировании социальной поддержи, инвалидов вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, участников боевых действий и членов их семей. Во-первых, это множественность нормативно правовых актов. Во-вторых, значительная часть правовых норм, не являются нормами прямого действия, а рассчитаны на совокупность подзаконных нормативных правовых актов. В-третьих, нестабильность законодательства, подверженность законов в данной сфере частым изменениям и, наконец, наличие значительного пробела в законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере социальной политики Российской Федерации.
Анализируя правоприменительную практику военных судов и иных судов общей юрисдикции связанную с защитой прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на получение мер социальной поддержки, наиболее острой видится проблема при которой военнослужащие с честью выполнившие свой воинский долг, но получившие травмы препятствующие прохождению дальнейшей службы, вынуждены будут тратить время, деньги, и в судебном порядке добиваться реализации права на социальную поддержку и реабилитацию.

Практический результат

Предоставление четких, понятных гарантий обучения, переобучения, трудоуствройства для военнослужащих утративших возможность продолжения военной службы в связи с получением ранения при выполнении воинского долга.

Решение

1. В целях признания государством вклада военнослужащих в достижение целей поставленных Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации при проведении специальной военной операции в первую очередь целесообразно разработать и принять ряд специальных законов, регулирующих меры социальной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период военной службы и членов их семей.
2. Отдельно необходимо отметить возможность на законодательном уровне возложить на иностранные компании, приостановившие или прекратившие деятельность на территории Российской Федерации, в случае возобновления такой деятельности, дополнительные меры социальной поддержки, связанные с обязательным установлением квоты для приема на работу военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы по причине ранения.
3. Распространить действие мер социальной поддержки на граждан Российской Федерации, Луганской и Донецкой Народных республик, проходивших службу в подразделениях народной милиции.
4. Законодательно закрепить возможность приоритетного получения бесплатного профессионального образования (в том числе высшего) начиная с 2022-2023 учебного года для военнослужащих, получивших ранение при выполнении воинского долга при проведении Специальной военной операции и утративших возможность дальнейшего прохождения военной службы.
5. В целях реабилитации и абилитации военнослужащих вследствие ранения получивших инвалидность, с учетом положений ст.9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», при организации учебного процесса, отдавать приоритет очному обучению и социально-бытовой адаптации. Для военнослужащих проживающих в сельской местности, населенных пунктах не имеющих учебных заведений профессионального обучения, при поступлении в учебные заведения в иной местности обеспечивать возможность проживания в общежитиях и/или организовывать дистанционное обучение с учетом опыта дистанционного обучения в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

К началу списка инициатив