Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф90849
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии равных условий приобретения всех видов оружия вместе с патронами к ним, порохом и капсюлями

Необходимо введение в ФЗ Об оружии равных условий приобретения всех видов оружия вместе с патронами к ним, пороха и капсюлей либо введенея права на приобретение без разрешительных документов патронов ко всем видам гражданского оружия, пороха в небольших, в иных определенных или в любых количествах, а также капсюлей, и возможное установление запрета только на использование патронов, имеющих культурную ценность, во всех видах оружия, и использование других видов патронов в видах оружия, не имеющих культурной ценности, приобретаемых по лицензии, лицами, не имеющими разрешения на хранение соответствующих видов оружия, и в видах оружия, имеющих культурную ценность, - любыми лицами, поскольку патроны к видам оружия, приобретаемым по лицензии, могут быть приобретены только после регистрации приобретенного оружия в уполномоченном органе по разрешению на хранение оружия, а Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему допускают возможность отдельного коллекционирования патронов к оружию, не запрещенных к обороту в РФ (если в лицензии на коллекционирование оружия имеется запись о праве на приобретение и хранения патронов к оружию), но указания на такую возможность отсутствуют в ФЗ Об оружии, а хранение патронов к гражданскому оружию запрещено лицам, не владеющим таким оружием на законном основании (п. 9) ст. 6 ФЗ Об оружии). Запрещены продажа или передача таких патронов указанным лицам, за исключением передачи патронов лицам, законно занимающимся стрельбой в соответствующих организациях (п. 8) ст. 6 ФЗ Об оружии). Положения ФЗ Об оружии распространяются также на оборот патронов к оружию (преамбула ФЗ Об оружии).
При этом патроны к видам оружия, приобретаемого без лицензии, приобретаются без разрешительных документов и могут быть приобретены вместе с оружием, а устройства, не отнесенные к оружию ФЗ Об оружии и экспертными методиками, и патроны к ним находятся в свободном обороте.
Существуют виды оружия, не предназначенные для использования патронов или капсюлей (пневматическое и метательное оружие и т.п.), пули и иные принадлежности к которым, обеспечивающие возможность их использования в качестве соответствующих видов оружия, находятся в свободном обороте, или использование которых возможно без наличия других предметов (аэрозольные упаковки, электрошоковые устройства, холодное оружие и т.п.), а минимальные критерии огнестрельного, метательного, пневматического и холодного оружия позволяют относить к конструктивно сходным с оружием изделиям любые предметы, формально не отнесенные к оружию (огнестрельные устройства с удельной кинетической энергией до 0,5 Дж на мм2 и патроны к ним, пневматические устройства с дульной энергией до 3 Дж, имеющие любые калибр и удельную кинетическую энергию, луки снатяжением тетивы до 27 кгс и арбалеты с натяжением тетивы до 43 кгс, пружинные пистолеты, ружья и другие устройства, ружья и пистолеты для подводной охоты, строительно-монтажные пистолеты, большинство видов топоров, мачете, кукри и др.).
Таким образом, если лицо приобретает оружие, приобретаемое без лицензии, или предмет, не отнесенный к оружию, оно имеет право одновременно приобрести патроны к указанным оружию или предмету либо к другим видам оружия, приобретаемым без лицензии, или иным предметам в любом количестве, а лицо, приобретающее оружие, не предназначенное для использования патронов, приобретаемо как без лицензии, так и по лицензии, имеет право одновременно приобрести принадлежности к нему, обеспечивающие его использование, или получает оружие, готовое к использованию в качестве соответствующего вида оружия, но лицо, приобретающее оружие, предназначенное для использования патронов, приобретаемое по лицензии, не имеет права на приобретение патронов к нему до его регистрации в уполномоченном органе и получения разрешения на его хранение, если оно не имеет разрешения на хранение оружия под такие патроны. При этом любое лицо имеет право на приобретение всех видов патронов к различным видам оружия, приобретаемого без лицензии, или предметам, не являющимся оружием, и других принадлежностей к различным видам оружия, обеспечивающих их использование, но лицо, получившее разрешение на хранение оружия имеет право на приобретение в любом количестве только тех видов патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, для использования которых оно предназначено.
Данный порядок приобретения патронов к различным видам оружия противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ) и не обеспечивает защиту интересов как лиц, приобретающих оружие и патроны, так и других лиц. Более того, встречаются случаи привлечения к ответственности владельцев оружия, самостоятельно продающих или дарящих оружие и патроны одновременно лицам, имеющим только лицензию на его приобретение, и лиц, приобретающих по лицензии оружие и патроны к нему одновременно. Привлечение в указанных случаях к уголовной ответственности за действия с патронами, указанными в ч. 1 ст. 222 УК РФ, противоречит ч. 2 ст. 14 УК РФ, учитывая их малозначительность как незаконных действий, что в части случаев признается судом или в ходе досудебного производства, но признание малозначительным административного правонарушения является правом, а не обязанностью суда, органа или должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении (ст. 2.9 КоАП РФ), что требует внесения в ФЗ Об оружии изменений, разрешающих сбыт патронов к оружию в указанных случаях.
В ст. 18 ФЗ Об оружии содержатся запреты на продажу оружия гражданам, не представившим лицензию на приобретение соответствующего вида оружия, и патронов к нему - гражданам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение такого оружия, за исключением тех видов оружия и патронов к нему, на приобретение которых лицензия не требуется, а также на продажу инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, копий и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия лицам, не имеющим разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия. При этом лицензия на приобретение оружия является документом, подтверждающим отсутствие противопоказаний к владению оружием, что указывает на отсутствие опасности в приобретении патронов к оружию до его регистрации лицом, не имеющим разрешения на хранение другого оружия под указанные патроны, а порох и капсюли представляют меньшую опасность, чем снаряженные патроны или устройства, предназначенные для производства выстрела или взрыва, их содержащие, поэтому наличие запретов на их приобретение как лицами, не имеющими разрешений на хранение оружия, так и гражданами РФ, имеющими разрешения на хранение, хранение и ношение или хранение и использование видов оружия, не являющихся гражданским огнестрельным длинноствольным оружием, или иностранных граждан, имеющих лицензии на приобретение оружия, хранящими огнестрельное длинноствольное оружие в течение 10 дней до его вывоза из РФ, либо имеющими другие документы на его хранение, предусмотренные для иностранных граждан ФЗ Об оружии или международными договорами РФ, является излишним.
Оружие, имеющее культурную ценность, копии и реплики старинного (антикварного) огнестрельного оружия не относятся к охотничьему или спортивному огнестрельному оружию, в силу ст. 1 и 13 ФЗ Об оружии, в которых они отнесены к отдельному виду оружия – оружию, используемому в культурных и образовательных целях, и могут иметь короткий ствол, учитывая положения ст. 1, 9 и 13 ФЗ Об оружии.
В ч. 6 и 7 ст. 24 ФЗ Об оружии предусмотрены запреты на использование старинного (антикварного) оружия для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, и на использование оружия, имеющего культурную ценность, не относящегося к старинному (антикварному) оружию, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия, за исключением случаев его ношения и имитации его использования вместе с историческими костюмами во время проведения историко-культурных либо иных публичных мероприятий.
Поэтому право на использование патронов к оружию (в особенности, если они предназначены для поражения цели на расстоянии снарядом) в видах оружия, имеющего культурную ценность, запрещено любым лицам.
Таким образом, оружие, имеющее культурную ценность, отнесено к видам оружия, которые запрещено использовать в качестве оружия, что приравнивает его к предметам, не отнесенным к оружию, и затрудняет проведение криминалистической экспертизы, необходимой для установления принадлежности предмета к конкретному виду оружия. При этом повреждение или уничтожение культурных ценностей запрещено ст. 243 УК РФ, что означает запрет использования оружия, патронов или конструктивно сходных с оружием изделий, имеющих культурную ценность, в качестве оружия или иным способом, их повреждающим или уничтожающим, и проведения криминалистических экспертиз оружия и патронов по существующим экспертным методикам.
Капсюли используются в части видов сигнальных пистолетов и револьверов, приобретаемых без лицензии, поэтому введение запрета на их приобретение лицами, не имеющими разрешения на хранение определенных видов огнестрельного оружия, необоснованно лишает значительную часть владельцев таких сигнальных пистолетов и револьверов возможности их использования по прямому назначению, а наличие возможности свободного приобретения сигнальных пистолетов и револьверов, предназначенных для использования сигнальных или строительно-монтажных патронов, списанного (охолощенного) оружия, части видов газового оружия, использующего патроны с капсюлями, и устройств, не отнесенных к оружию, но использующих патроны, делает данный запрет, не имеющим смысла, и увеличивает спрос именно на сигнальные пистолеты и револьверы, использующие патроны, и другие указанные виды оружия и иные устройства.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в ФЗ Об оружии равных прав на приобретение всех видов оружия вместе с патронами к ним либо введения права на приобретение без разрешительных документов патронов ко всем видам гражданского оружия и возможного установления запрета только на использование патронов, имеющих культурную ценность, во всех видах оружия, и использование других видов патронов в видах оружия, не имеющих культурной ценности, приобретаемых по лицензии, лицами, не имеющими разрешения на хранение соответствующих видов оружия, и в видах оружия, имеющих культурную ценность, - любыми лицами.
В законе об оружии 1993г. было предусмотрено право на приобретение по лицензии на приобретение оружия как оружия, так и патронов к нему, а газовые пистолеты и револьверы приобретались по открытой лицензии, являющейся одновременно разрешением на их хранение ношение, в котором указанные пистолеты и револьверы регистрировались торговой организацией при их продаже. Указанное право и открытые лицензии на приобретение оружия были отменены после вступления в силу ФЗ Об оружии с 1 июля 1997 года, когда для приобретения патронов стала необходима регистрация приобретенного оружия в уполномоченных органах.
В Законе Об оружии Абхазии введено право на приобретение без лицензии совершеннолетними полностью дееспособными гражданами Абхазии всех видов сигнального оружия, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к ним, а также оружия, имеющего культурную ценность, пневматического оружия любого калибра с дульной энергией до 10 Дж и ряда видов холодного оружия, включая охотничьи ножи, и национальные кинжалы народов Абхазии.
В новом Законе Об оружии Южной Осетии отсутствуют строгие ограничения на оборот огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией до 7,5 Дж.
В законодательстве части стран мира и многих штатов США, устанавливающих различные ограничения на приобретение огнестрельного оружия, отсутствуют ограничения на оборот патронов ко многим или всем видам ручного стрелкового оружия, которые разрешено продавать даже в хозяйственных и продуктовых магазинах (в США существуют торговые автоматы по продаже патронов к огнестрельному оружию), что указывает на отсутствие у патронов к оружию степени опасности, достаточной для введения ограничений на их приобретение, продажу или иной оборот.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии права на приобретение патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, пороха и капсюлей, лицами, имеющими только лицензию на приобретение оружия, при возвращении права на свободное приобреение толькко капсюлей либыми лицами, либо введение права на приобретение без разрешительных документов патронов, пороха и капсюлей ко всем видам гражданского оружия и возможное установление запрета только на использование патронов, имеющих культурную ценность, во всех видах оружия, и использование других видов патронов в видах оружия, не имеющих культурной ценности, приобретаемых по лицензии, лицами, не имеющими разрешений на хранение соответствующих видов оружия, и в видах оружия, имеющих культурную ценность, - любыми лицами.
При внесении данных изменений необходимо введение четких правил оборота патронов ко всем видам оружия, пороха и капсюлей, распределяющих ограничения на их приобретение и иной оборот по степени опасности конкретных видов оружия, патронов, пороха и капсюлей, которая должна зависеть от количества и мощности патронов, пороха и капсюлей, и отменяющих ограничения на приобретение капсюлей, используемых в сигнальном оружии, иных видах оружия, не предназначенных использования унитарных патронов, и патронах к стрелковому оружию, и патронов к гражданскому оружию, не представляющих большой степени опасности (холостых, газовых, малокалиберных и т.п.), или ограничения и на приобретение всех видов патронов к гражданскому оружию в небольшом или в любом количестве.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и упорядочивание правил оборота оружия и патронов.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии права на приобретение патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, пороха и капсюлей, лицами, имеющими только лицензию на приобретение оружия, при возвращении права на свободное приобреение толькко капсюлей либыми лицами, либо введение права на приобретение без разрешительных документов патронов, пороха и капсюлей ко всем видам гражданского оружия и возможное установление запрета только на использование патронов, имеющих культурную ценность, во всех видах оружия, и использование других видов патронов в видах оружия, не имеющих культурной ценности, приобретаемых по лицензии, лицами, не имеющими разрешений на хранение соответствующих видов оружия, и в видах оружия, имеющих культурную ценность, - любыми лицами.
При внесении данных изменений необходимо введение четких правил оборота патронов ко всем видам оружия, пороха и капсюлей, распределяющих ограничения на их приобретение и иной оборот по степени опасности конкретных видов оружия, патронов, пороха и капсюлей, которая должна зависеть от количества и мощности патронов, пороха и капсюлей, и отменяющих ограничения на приобретение капсюлей, используемых в сигнальном оружии, иных видах оружия, не предназначенных использования унитарных патронов, и патронах к стрелковому оружию, и патронов к гражданскому оружию, не представляющих большой степени опасности (холостых, газовых, малокалиберных и т.п.), или ограничения и на приобретение всех видов патронов к гражданскому оружию в небольшом или в любом количестве.

К началу списка инициатив