2 июня 2014 г. депутаты Законодательного собрания Забайкалья приняли законопроект, отменяющий прямые выборы мэра Читы. С этого момента у Читы два руководителя: глава городского округа «Город Чита», избранный депутатами горсовета и глава администрации – сити-менеджер, который должен был заниматься коммунальными вопросами и работать по контракту.
Предполагалось, что данное нововведение позволит разделить общепредставительские функции, которые будет исполнять глава как председатель и решение тактических задач по развитию городской территории, которые будут доверены профессионалу, назначенному по контракту.
С мая 2019 г. исполнение обязанностей сити-менеджера Читы возложено на Сапожникова А.М., который уже через полгода, в ноябре этого же года, избавился от приставки И.О., пройдя через конкурс "Забайкальский призыв" и заключив контракт с главой горсовета.
В течение 2 лет "работы" сити-менеджера растет и множится список претензий горожан, к качеству исполнения им своих трудовых обязанностей.
На отрезке времени, 2019-2021 гг., наравне с вновь образовавшимися, расцвели новыми красками и стали еще более острыми проблемы:
- мусорной реформы и "статуса" Читы как "мусорной столицы России";
- передела рекламного рынка города и испорченного, вследствие бездумной раздачи мест под конструкции, облика города;
- "уничтожение легких города" - непрофессиональная обрезка, откровенное и безнаказанное спиливание деревьев и целых городских аллей, просверливание отверстий и накачивание здоровых деревьев ядовитыми веществами;
- неэффективное освоение средств федерального проекта "Формирование комфортной городской среды": парк угольщиков на болоте, не пережившая зиму 20/21 г. площадь Труда и т.д. Да и сам факт снижения лимитов выделяемых Чите в 2020 г. по данному проекту, в сравнение с 2019 г., в 2 раза;
- нерасторопность в организации работы, повлекшая перенос сроков и поставившая уже под вопрос сам факт реализации проекта (-ов) и мест благоустройства, которые были признаны победителем (-ми) по итогам городских голосований;
- отсутствие контроля за бюджетными средствами, выделяемыми через госзакупки муниципальному предприятию ДМРСУ и другим дорожно-строительным подрядчикам. Отсутствие работ по озеленению города, обледенелые городские автодороги и пешеходные тротуары (если бы они еще и были) зимой, некачественные работы по асфальтированию, отсутствие второй год разметки на крупных городских артериях (Шилова, Богомягкова и т.д.), выкрашивающиеся, уложенные в прошлом году по всему городу, бордюрные плиты, спускаемый на тормозах вопрос организации городских ливневок - список бесконечен;
- неорганизованность и отсутствие межведомственной координации работ для минимизации последствий перекрытия улиц города, в связи с началом плановых ремонтных работ ресурсоснабжающими организациями, подготовкой и проведением праздничных мероприятий и т.д. Равно как и последующие несоблюдение графиков перекрытия улиц и выполнение компенсационных и восстановительных работ.
Думаю каждый горожанин сможет к этому небольшому списку-напоминанию добавить от себя десяток-два пунктов.
Как итог.
Назначаемый, большинством их трех десятков голосов городских депутатов, и, формально подписывающим с ним контракт, главой горсовета, глава администрации перестает чувствовать ответственность перед горожанами, а риск не переизбрания его повторно, в результате отмены проведения прямых муниципальных выборов, полностью атрофируется.
Руководитель администрации, не настроенный и всячески избегающий двустороннего диалога с горожанами, изредка, несвязанно и по-хамски отвечающий в соцсетях, не способный организовать свою работу и работу подчиненных, контролировать ее, а также отчитывающийся за свою "работу" только перед депутатами гордумы - не сможет решить уже изрядно накопившихся городских проблем.
Город: Чита
Улица: ул. Чайковского
Практический результат
Избиратели, участвуя в прямых выборах мэра и наделяя его властными полномочиями, возлагают на него и высокую ответственность перед собой, что полностью отсутствует в случае с назначением главы администрации.
Прямые выборы показывают уровень доверия к победителю, дают возможность избирателям осуществлять контроль за деятельностью мэра, а также требовать решения конкретных задач и проблем.