Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
21Ф80612
Уровень инициативы:
Федеральный

Инициатива с предложением разработать законопроект о реформе Семейного кодекса РФ

Данная петиция не является предложением единственного способа решения проблемы, а направлена на выявление запроса в обществе на проведение реформ в области семейного законодательства. Описывает существующую проблему и возможные варианты ее решения. В случае большого количества голосов предлагается провести более широкое исследование проблемы, обсуждение с широкими слоями граждан, проведение соцопросов. И как итог, разработка законопроекта с реформой семейного законодательства органами государственной власти наделенных полномочиями законодательной инициативы.
Наша страна претерпела существенные изменения после распада СССР, поменялся общественный строй, основы экономической жизни в стране, практически полностью изменен Гражданский кодекс. Но Семейный кодекс остался практически без изменений. Во времена плановой экономики Семейный кодекс исходил из реалий своего времени, что сегодня уже не является актуальным. Так алименты рассчитывались в процентах к доходу плательщика. Но тогда каждый имел гарантированное право на работу и среднюю зарплату. И практика удержания алиментов с заработной платы через бухгалтерию предприятия работала исправно. Сегодня таких гарантий нет и в результате контроль за алиментами возложен на судебных приставов. Алименты из разряда поддержки детей перешли практически в разряд преступлений. За неуплату и задержку предусмотрены административные штрафы, аресты, неустойка с огромными процентами и уголовное преследование.
Но разве это все в интересах детей? Разве в интересах детей претендовать на доходы и проценты по неустойке, запугивать родителя штрафами и арестами? Нет, в интересах детей иметь гарантированный набор базовых благ таких как еда и одежда, предметы для учебы и развития. Не огромные проценты выбиваемые когда-то потом, а необходимый минимум каждый день. И спокойные, бесконфликтные отношения между родителями.
Сегодня алименты назначают в основном по старинке в процентах от дохода: 25, 33 и 50% в зависимости от количества детей. Но если в СССР заработные платы были у всех примерно равны и такой подход был вполне объективен, то сегодня это создает массу трудностей. Одни платят с минимальной серой зарплаты, другие с большой белой. В первом случае алиментов может не хватать на базовые потребности ребенка, а во втором алименты могут быть явно избыточными. Да, в Семейный кодекс внесены поправки призванные компенсировать подобные нестыковки, как например ТДС и ограничение максимальной суммы, но они носят не системный характер и выступают в роли заплаток, зачастую применяются произвольно и несистемно.
В Семейном кодексе сказано, что алименты призваны обеспечить ребенку прежний уровень жизни. Это неправильно, потому что вводит расслоение в обществе не по заслугам. Целью алиментов должно быть обеспечение гарантированного прожиточного минимума. Иначе алименты могут выступать как средство угрозы, шантажа и в некоторых случаях необоснованного обогащения. При этом в существующей системе разделить действительно нуждающихся от преследующих личные интересы не представляется возможным. Поэтому споры по алиментам зачастую становятся продолжением внутрисемейных конфликтов, способом оказания давления и сведения счетов. Эта борьба ведется никак не в интересах детей, они лишь повод, а государственная система инструмент борьбы. В такой ситуации отказ от уплаты алиментов это зачастую форма молчаливого протеста.
Само слово алименты изменило свое значение. Вместо помощи детям, милосердия оно стало восприниматься скорее как наказание, позорное ярмо. Это восприятие искажает отношение к этому явлению всех членов общества. Поэтому от этого слова лучше совсем отказаться и заменить на фразу "материальная помощь".
В настоящее время в службе судебных приставов находится огромное количество дел по алиментам. Приставы зачастую не успевают рассматривать все дела и склонны уделять больше время тем кто более настойчив и пишет больше жалоб, а не реально более нуждающимся. В результате когда одни дети не получают и минимума, приставы тратят свое время на выбивание чрезмерных для содержания детей процентов. Как следствие большое количество нуждающихся в защите и помощи детей фактически не защищены.
Существующая система представляется не соответствующей произошедшим изменениям в обществе, несбалансированной, не работающей нормально, не достигающей поставленных целей как защиты интересов детей. Неоправданно жестокая и варварская, приводящая к конфликтам и провоцирующая развал института семьи. Существующая практика легкого развода без причин приводит к обесцениванию близких семейных отношений, здорового психологического климата, формирования негативного образа, как правило отца, плательщика алиментов. Так например, в случае болезни мужа, жена может подать на развод, раздел имущества и алименты и по существующему закону имеет на это полное право. Мужчина же вместо поддержки близкого человека превращается в бесправного плательщика алиментов, а в случае трудностей с уплатой - преступника.
Мнение, что на алименты попадают только безответственные мужчины является ничем не подтвержденным стереотипом. Современная ситуация с высокими уровнями разводов, а также абортов, вызвана скорее всего иными причинами. А именно тем, что очень много женщин выросло в неполных семьях и не имеют нормального представления о ценностях семьи. Плюс пропаганда радикального феминизма и потребительского отношения калечат психику женщин. Уверен, что любое статистическое исследование подтвердит прямую связь между ростом разводов по инициативе женщин и абортов с условиями среды в которых выросла женщина.

Практический результат

Решаемые инициативой задачи:
1. Обеспечение реально нуждающихся в поддержке детей гарантированным оперативным базовым доходом на удовлетворение жизненно необходимых нужд.
2. Обеспечение прозрачности и снижение конфликтных ситуаций между родителями в интересах детей.
3. Исключение возможностей злоупотребления.
4. Упрощение администрирования и гуманизация правовых отношений граждан. Восстановление института семьи.

Решение

1. Родители сами определяют расходы на содержание детей. Если договориться им не удается, то любой из них может обратиться в органы опеки. В этом случае на ребенка открывается специальный счет.
2. На этот счет государство оперативно в кратчайшие сроки перечисляет денежные средства в размере одного прожиточного минимума по региону и делает это регулярно ежемесячно.
3. Так как родители несут равные обязанности по содержанию детей, то они обязаны покрывать эти расходы. Выплачивать каждый 50% расходов по этому счету.
4. Органы опеки определяют ответственного за расходы на ребенка. При необходимости органы опеки могут запрашивать выписки по расходам со специального детского счета.
5. Дополнительным соглашением между родителями могут быть установлены дополнительные целевые выплаты на детей. Расходы по этим дополнительным выплатам должны подтверждаться документально через органы опеки.
6. Предусмотреть создание информационной системы в которой опека будет вести учет расходов на детей. Родители смогут иметь доступ к отчетам о своем ребенке.
7. В случае если за родителем копится долг, то предусмотреть лимиты и санкции. Например, при отсутствии платежей более нескольких месяцев органы опеки отправляют заявление в суд о принудительном взыскании либо списании.
Если причина неуплаты уважительная, то суд списывает долг полностью или частично. Если причина неуважительная, то назначается отсрочка и возможно пеня в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Неустойка должна быть отменена, т.к. по мере негативного воздействия сопоставима с уголовным наказанием.
(Предусмотреть соотношение максимальных алиментов с медианной заработной платой в регионе и уровнем безработицы. В случае негативной ситуации предусмотреть меры поддержки, либо помощь в переселении.)
Для декриминализации алиментных отношений предлагается провести следующие мероприятия в рамках реформы:
1. Уголовные дела вытекающие из алиментных отношений перевести в разряд гражданских дел.
2. Текущие выплачиваемые алименты перевести на специальные счета детей.
3. Существующие долги по алиментам пересчитать исходя из половины прожиточного минимума на ребенка. Новый размер долгов записать на баланс родителя на специальном детском счете. Проценты неустойки по этим старым долгам не начислять.
4. На существующие штрафы и неустойки наложить мораторий. В случае уплаты алиментов по новым правилам без превышения лимитов долга до совершеннолетия ребенка - штрафы и неустойки отменять.
(В соответствии со ст.5 СК РФ и ст.4 ГК РФ допускающих применение обратной силы закона.)
Принципы реформы:
1. Уйти от текущего принципа сохранения прежнего уровня содержания ребенка к принципу равенства всех детей для государства и гарантированного обеспечения базовых потребностей. Государство должно в первую очередь гарантировать минимальный прожиточный уровень всем детям, без условий и отсрочек перечислять средства на счет ребенка и только потом выяснять причины случившегося.
2. Расходы бюджета будут оправданы тем, что если ребенок не получает минимума для развития, то с высокой вероятностью вырастет либо больным, либо преступником и потребуются расходы на его содержание. Кроме того, малоимущие семьи и так имеют право на помощь. В данном случае эту помощь для детей предлагается сделать безотлагательной.
3. Снизить участие судебных приставов в делах об алиментах. До решения суда о необоснованной причине неуплаты, вопросами платежей занимаются органы опеки.
4. Граждане платят налоги государству для защиты своих интересов в трудных жизненных ситуациях. Поэтому в подобных случаях интересы как детей так и обоих родителей должны быть защищены наиболее эффективным и гуманным способом.

К началу списка инициатив