Летом 2013 из за распространения в России так называемой Африканской Чумы Свиней (АЧС) вводятся региональные запреты на разведение здоровых свиней в Личных Подсобных Хозяйствах (ЛПХ). На Белгородчине и Дону, Брянщине и Кубани, в других областях начинаются насильственные изъятия у крестьян здоровых свиней, сопоставимые по масштабу с раскулачиванием 30-х годов. В начале августа Национальный Союз Свиноводов (клуб монополистов-производителей свинины) предложил вице-премьеру Дворковичу перенести опыт Белгородской и других областей на всю территорию России. Вероятно, предложение будет принято и вскоре отчуждение (изъятие) здоровых свиней с ЛПХ граждан распространится на всю страну. Кроме этого, планируется полный запрет на разведение свиней в ЛПХ граждан.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1), каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть 2), никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3). В 2005 году Конституционный Суд РФ пояснил, что по смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К отъему здоровых свиней у населения РФ ни одна из вышеперечисленных категорий не попадает. Таким образом распоряжения властей об изъятии здоровых свиней у населения прямо противоречат Конституции РФ.
Ни в одном из тысяч случаев изъятия здоровых свиней на территории России за последний месяц не было принято ни одного судебного решения об изъятии. Ни одному свиноводу не была вручена повестка в суд. Ни у кого не было возможности ознакомиться с делом и прибегнуть к помощи адвоката. Здоровые свиньи изымаются "на основании" Постановления Правительства от 26.05.2006 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных» и на основании распоряжения губернатора, либо главы района. Таким образом, происходит грубейшее нарушение закона - в отношении сотен тысяч людей. Экономические и социальные последствия такого унижения государством собственных граждан сложно даже предугадать. У сотен тысяч людей - наименее обеспеченных слоев населения отнимается возможность элементарного выживания. Реальная средняя зарплата на селе на июль 2013 года менее 10 тысяч рублей (например в Тверской области). Официальная статистика по зарплате на селе (около 15 тысяч рублей) завышена данными фермерских хозяйств, без которых фермерам невозможно получить субсидии. Держа свиней в ЛПХ, многие крестьяне реализуют почти единственную возможность обеспечить себя и своих детей животным белком. Продавая излишки свинины на рынке, жители села могут купить себе и своим детям одежду и обувь, лекарства и фрукты. Без преувеличений, для них это действительно единственная возможность жить. Лишаясь этой последней возможности, многие из них крайне обозлены на государство и готовы на нарушение закона, вплоть до экстремистских действий. И речь идет о миллионах людей.
Компенсация за отчуждаемую свинину чрезвычайно мала (например, в Тверской области около 60 рублей за кг живого веса). Эта компенсация не покрывает даже стоимость молодой свиньи и кормов для ее откорма. Обещания чиновников помочь перепрофилировать ЛПХ на другие виды сельскохозяйственной деятельности, например на цветоводство и козоводство выглядят по меньшей мере, некомпетентными. Тысячи людей у которых отнимают свиней этим летом обречены на нищету уже этой зимой.
Введение Чрезвычайных Ситуаций в регионах со вспышками АЧС также неправомерно, поскольку вирус АЧС неопасен для человека и не несет угрозу безопасности государства.
По мнению некоторых экспертов, проблема эпизоотии АЧС в России надумана. Уничтожение здоровых свиней никак не повлияет на эпизоотическую ситуацию в целом, поскольку вирус переносится дикими кабанами и другими животными, перевозится на колесах автомобилей, передается с кормами. Тема раскручивается СМИ в интересах крупных монополистов-производителей свинины, которые и так получают весь объем поддержки государства на развитие АПК. Например, в Германии, обеспечивающей себя свининой на 110%, нет проблемы АЧС. Там нет и самой АЧС, хотя дикие кабаны с вирусом АЧС мигрируют через границы Германии, не меньше чем через границы РФ. Возможно, причина в том, что в Германии на 90% свинину производит мелкий фермер, и по причине этого исключен монопольный сговор между крупными производителями. А незанесение вируса АЧС на мелкие фермерские хозяйства Германии обеспечивается элементарными и здравыми санитарными нормами свиноводства, выполнять которые вполне можно и нужно заставить каждого производителя свинины на ЛПХ России. В скафандрах при этом ходить необязательно.
Эксперты связывают раздувание проблемы АЧС с уменьшением таможенных пошлин на импортную свинину в связи со вступлением России в ВТО . Монополисты-производители лишаются сверхприбылей и решают свои проблемы за счет самых бедных сограждан.
Сегодня около 30% свинины в России производится на ЛПХ граждан. Это огромный кусок рынка. Монопольное производство свинины исключительно крупными АПК может привести к неконтролируемому росту цен на мясо и в конечном итоге поставить под угрозу продовольственную безопасность страны.
Практический результат
1) Экономическая защита наиболее незащищенных слоев населения РФ - миллионов сельских жителей. Возможность для них продолжать жить в деревне, трудиться, иметь семьи и растить детей.
2) Уменьшение и смягчение социальной напряженности, предотвращение крестьянских бунтов и экстремистских действий, вызванных отъемом свиней, уже получившим на селе название "новое раскулачивание".
3) Совершенствование законодательной базы РФ в области сельского хозяйства.