В соответствии с пунктом 5 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ (в редакции от 19.05.2013), к вопросам местного значения поселений, муниципальных и городских округов, отнесена дорожная деятельность на их территории. В частности, функционирование парковок и создание технических средств по организации дорожного движения и контролю за нарушениями правил дорожного движения.
В тоже время, в соответствии с пунктом 6.2 статьи 46 «Бюджетного кодекса РФ» от 31.07.1998 №145-ФЗ (в редакции от 04.08.2013), штрафы за нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения направляются в бюджеты субъектов федерации по нормативу 100 процентов.
В результате этого муниципальные бюджеты несут расходы по организации парковок, установке камер фотофиксации нарушений ПДД, созданию мобильных комплексов фотофиксации нарушений правил парковки, однако доходы от собранных штрафов в муниципальные бюджеты не поступают. Таким образом, муниципалитеты оказываются не заинтересованы и лишены средств на внедрение наиболее технологичных и эффективных мер контроля соблюдения правил дорожного движения.
В тоже время, как показал опыт Москвы, которая сталкивается с теми же проблемами в вопросах контроля за соблюдением правил дорожного движения, что и крупные города России, но в отличии от них являясь субъектом федерации, внедрение камер позволяет:
- повысить уровень безопасности дорожного движения;
- снизить возможности для коррупции при контроле соблюдения правил дорожного движения;
- организовать эффективную систему контроля в зоне платного парковочного пространства;
- окупить создание технических средств контроля соблюдения ПДД и правил парковки, за счет собранных штрафов.
В результате 600 из 2,3 тысяч стационарных комплексов фотофиксации нарушений ПДД расположены в Москве, где на их долю приходится 95% всех выписываемых штрафов. Большая часть из оставшихся комплексов размещена на федеральных и региональных трассах. В тоже время даже в крупнейших муниципалитетах – областных и республиканских центрах, число камер остается ничтожно малым.
Практический результат
Предлагаемые изменения позволят создать эффективный механизм финансирования для внедрения новых технических средств для контроля за нарушениями ПДД и правил парковки на территории муниципальных образований (городских поселений, муниципальных и городских округов). Это, в свою очередь, позволит увеличить темпы внедрения соответствующих технических средств на территории России, что приведет к:
- повышению безопасности дорожного движения, снижению числа и тяжести последствий ДТП, сокращению числа автомобильных заторов;
- ускорению создания зон организованной парковки в центральных районах крупных городов;
- снижению уровня коррупции при наказании за нарушения правил дорожного движения.
Кроме того, это позволит нормализовать существующий сейчас дисбаланс в вопросах распределения полномочий, и источников финансирования в области дорожной деятельности между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации.