Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф74985
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости сохранения предусмотренного в настоящее время минимального размера административного штрафа (100 рублей) или его снижения в проекте нового КоАП РФ

Существует необходимость сохранения в проекте нового КоАП РФ предусмотренного в настоящее время минимального размера административного штрафа (100 рублей) или его снижения, учитывая планируемое увеличение в проекте нового КоАП РФ минимального размера административного штрафа до пятисот рублей, поскольку меньшие его суммы могут способствовать пресечению административных правонарушений при частом применении данного вида наказания, учитывая ограничения, предусмотренные законодательством РФ для лиц, привлеченных к административной ответственности за ряд категорий или за любые административные правонарушения, и наличие у лица, подвергнутого административному наказанию, статуса лица, привлеченного к административной ответственности, в течение одного года со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания.
Для лиц, привлеченных к административной ответственности, установлены различные ограничения. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства, неоднократно привлеченные к административной ответственности по законодательству РФ, могут быть выдворены за пределы РФ с запретом въезда или им может быть отказано во въезде в РФ на сроки до 3 и 5 лет. Лица, неоднократно привлеченные судом к административной ответственности за умышленные административные правонарушения, не могут в течение одного года проходить службу в полиции, работать внештатными сотрудниками полиции или участвовать в деятельности добровольной народной дружины. Лица, привлеченные повторно к административной ответственности за деяния, предусмотренные главами 17, 19 и 20 КоАП РФ, не могут в течение одного года работать частными охранниками. Лица, привлеченные к административной ответственности за ряд деяний, предусмотренных главой 6 КоАП РФ, и за совершенные повторно деяния, предусмотренные главами 19 и 20 КоАП РФ, не могут в течение одного года получать лицензии на приобретение оружия, приобретаемого по ним, и разрешения на хранение и (или) ношение либо использование оружия, подлежащего регистрации в уполномоченном органе, либо приобретаемого по указанным разрешениям, а выданные ранее лицензии и разрешения подлежат аннулированию. Лица, осужденные условно или условно-досрочно освобожденные от дальнейшего отбывания наказания, привлеченные в течение испытательного срока условного осуждения или неотбытой части наказания к административной ответственности за деяния, предусмотренные главой 20 КоАП РФ, или систематически нарушающие возложенные на них судом обязанности, могут быть подвергнуты судом таким строгим мерам как продление испытательного срока условного осуждения не более чем на один год либо отмена условного осуждения или условно-досрочного освобождения с их направлением для реального отбывания назначенного уголовного наказания или неотбытой части уголовного наказания соответственно.
Законодательством РФ установлены и другие негативные последствия для лиц, привлеченных к административной ответственности за определенные правонарушения, и могут быть установлены различные ограничения для лиц, привлеченных к административной ответственности.
Таким образом, небольшой размер административного штрафа не может способствовать частому совершению правонарушений и, следовательно, утратить значение наказания.
Дополнительными факторами, делающими увеличение минимального размера административного штрафа необоснованным и нелогичным, являются: наличие строгой административной ответственности за неуплату в установленный срок административного штрафа в ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (глава 20 КоАП РФ), предусматривающей административные наказания в виде административного штрафа в двукратном размере, но не менее 1000 рублей, обязательных работ или административного ареста на срок до 15 суток, наличие в КоАП РФ категорий лиц, которым не может быть назначен административный штраф, и лиц, не подлежащих административной ответственности, сохранение в перечне административных наказаний предупреждения в качестве наименее строгого административного наказания и отсутствие минимальных размеров штрафов за налоговые, процессуальные, гражданские и иные правонарушения.
Наличие строгой административной ответственности за неуплату в установленный срок административного штрафа в ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ существенно увеличивает расходы лица, уклоняющегося от уплаты любого административного штрафа, которые могут составлять более 1 или 2 тысяч рублей, или влечет иные негативные последствия, связанные с принудительным взысканием штрафа, отбыванием обязательных работ или назначением совершеннолетнему правонарушителю административного ареста и его отбыванием, и всегда влечет негативные последствия, предусмотренные для лиц, привлеченных к административной ответственности по нормам главы 20 КоАП РФ, что делает любой административный штраф строгим наказанием.
Наличие в КоАП РФ категорий лиц, которым не может быть назначен административный штраф, и лиц, не подлежащих административной ответственности, исключает возможность назначения административного штрафа любому виновному лицу и может нарушать конституционный принцип равенства перед законом и судом в случае значительного повышения минимального размера штрафа.
Сохранение в перечне административных наказаний предупреждения в качестве наименее строгого административного наказания делает увеличение минимального размера административного штрафа нелогичным, поскольку предупреждение не налагает на лицо каких-либо обязанностей и не увеличивает его расходов, но влечет в течение одного года все правовые последствия, связанные с привлечением к административной ответственности, а исключение предупреждения из перечня административных наказаний без установления других мер наказания, не связанных с возложением на лицо определенных обязанностей или введения альтернативных мер воздействия, не влекущих правовых последствий привлечения к административной ответственности, либо установления четких условий привлечения к административной ответственности и отнесения деяний к административным правонарушениям, может излишне увеличить репрессивность административных наказаний и повлечь рост количества различных административных правонарушений, увеличение числа лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности и существенно ограниченных в законных правах, а также усиление коррупции.
Отсутствие минимальных размеров штрафов за налоговые, процессуальные, гражданские и иные правонарушения означает возможность наложения штрафов в любом размере, меньшем 100 рублей, и менее строгие правовые последствия неуплаты штрафа, поскольку возможно только его принудительное взыскание, что делает административную ответственность более строгой, чем многие другие виды юридической ответственности, которые могут быть применены к физическим лицам, без четкого обоснования такой степени строгости административной ответственности и четких критериев степени опасности административного правонарушения, что нелогично и может влечь усиление коррупции при решении вопросов о видах юридической ответственности виновных лиц и рост количества правонарушений, за которые установлены или назначаются наименее строгие наказания.
В части применения ограничительных мер к лицу, подвергаемому предупреждению, штрафу или иному наказанию, административная ответственность является более строгой, чем многие другие виды юридической ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении, невозможность составления которого на месте совершения административного правонарушения является основанием для применения к лицу доставления или административного задержания, может быть составлен, если наказание невозможно назначить на месте совершения административного правонарушения, а его составление является обязательным, или в случае, если физическое лицо, которому уполномоченным должностным лицом на месте назначается предупреждение или административный штраф, оспаривает событие указанного правонарушения и (или) назначенное наказание. Доставление лица может производиться только в целях составления данного протокола и должно быть осуществлено в возможно короткий срок, а административное задержание может быть применено в целях обеспечения составления данного протокола или исполнения постановления по делу об административном правонарушении на сроки не более 3 или 48 часов в соответствии с положениями КоАП РФ. Срок данного задержания исчисляется с момента доставления лица или со времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, но общий срок доставления или вытрезвления и задержания лица не может превышать 48 часов, учитывая положения Конституции РФ.
В части исчисления процессуальных сроков правила доставления и административного задержания являются более строгими, чем правила задержания по подозрению в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, и других видов задержания, не отнесенных к административному задержанию либо доставлению или задержанию военнослужащего за дисциплинарные правонарушения, поскольку сроки данных задержаний исчисляются только с момента фактического задержания любого лица.
При этом задержание не может быть применено к лицу, подозреваемому или обвиняемому в преступлении, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, или за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более 3 лет, но отсутствуют основания применения к конкретному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу, либо к лицу, совершившему правонарушение, не являющееся административным правонарушением или дисциплинарным правонарушением военнослужащего.
Таким образом, подозрение или обвинение лица в совершении любого административного правонарушения может влечь применение к нему более строгих мер принуждения, чем подобные меры, применяемые к лицам, совершившим многие другие виды правонарушений или преступления, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, что делает административную ответственность одним из самых строгих видов юридической ответственности во всех случаях, включая случаи установления в качестве мер наказания за конкретные административные правонарушения наказаний предупреждения и (или) административного штрафа в размере, составляющем менее 500 или даже 100 рублей.
Минимальный размер административного штрафа был увеличен с 10 до 100 рублей в 2007 году. Ранее он был увеличен до 10 рублей при вступлении в силу КоАП РФ с 1 июля 2002 года. До 2002 года нормами КоАП РСФСР были предусмотрены штрафы, составляющие менее 10 рублей, но не менее одного рубля, а в законодательстве РСФСР и СССР (в особенности, до принятия КоАП РСФСР) штрафы могли составлять и менее одного рубля.
В Основах законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях отсутствовали положения о минимальном размере административного штрафа.
При этом неуплата административного штрафа в установленный срок по нормам КоАП РСФСР и КоАП РФ до 2003 года влекла только его принудительное взыскание, а до 2011 года минимальный размер удвоенного штрафа в норме о неуплате штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) предусмотрен не был (с 2003 по 2007 год минимальный штраф за неуплату административного штрафа был равен 20, а с 2007 по 2011 год - 200 рублям).
Обязанность оплаты административного штрафа, назначенного без составления протокола на месте совершения административного правонарушения, на месте его совершения и отказ от уплаты данного штрафа на месте совершения административного правонарушения как основание, дающее право на составление протокола об административном правонарушении и (в случае, если его невозможно составить на месте) на применение к лицу доставления или административного задержания, полностью исключено из КоАП РФ с 2009 года (оно сохраняется только в нормах КоАП города Москвы, имеющим меньшую юридическую силу, чем КоАП РФ, и не применяющегося в части, противоречащей положениям КоАП РФ), а лицо, подвергнутое такому штрафу не имеет права оплатить его на месте, поэтому сохранение небольших размеров не является коррупционным или утратившим характер наказания.
Увеличение минимального размера административного штрафа до 500 рублей повлечет возникновение противоречий норм законов всех субъектов РФ КоАП РФ и обяжет органы законодательной власти всех субъектов РФ увеличить размеры штрафов за многие административные правонарушения, предусмотренные законами субъектов РФ об административной ответственности, и решить вопрос о наличии в данных законах конкретных составов административных правонарушений, учитывая наличие в указанных законах многих составов административных правонарушений, за которые предусмотрены административные штрафы в размере не менее 100, но менее 500 рублей, и противоречие статьи 35 закона Еврейской автономной области об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за безбилетный проезд и неоплаченный провоз багажа в городском и пригородном пассажирском автомобильном транспорте, в которой сохраняется административный штраф, составляющий менее 100 рублей (20 рублей), несмотря на увеличение минимального размера административного штрафа до 100 рублей в КоАП РФ с 2007 года, увеличение размеров административных штрафов за безбилетный проезд и неоплаченный провоз багажа в городском транспорте до 100 и более рублей во многих субъектах РФ, отмену административной ответственности за безбилетный проезд и неоплаченный провоз багажа в городском транспорте в целом ряде субъектов РФ, противоречие федеральному законодательству (ст. 1.3.1 КоАП РФ) норм законов субъектов РФ об административной ответственности, предусматривающих административную ответственность за безбилетный проезд и неоплаченный провоз багажа, поскольку субъектам РФ дано право устанавливать административную ответственность только за нарушение законодательства субъектов РФ, а правила проезда на различных видах транспорта установлены федеральным законодательством, а также противоречие положений законодательства субъектов РФ, устанавливающих различные меры ответственности (административной или гражданско-правовой) и наказания (различные размеры административных штрафов (от 20 или 100 до 1000 или 5000 рублей) без альтернативного менее строгого наказания в виде предупреждения или с указанным альтернативным наказанием (в законах многих субъектов РФ за данные административные правонарушения предусмотрен только административный штраф)) за подобные правонарушения, положениям Конституции РФ, поскольку они нарушают принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), устанавливая виды и размеры наказаний или иные правовые последствия нарушения законодательства только по территориальному признаку без учета степени опасности нарушения и обстоятельств, способствующих его совершению.
Противоречия КоАП РФ законам субъектов РФ об административной ответственности могут быть устранены путем одновременного внесения изменений во все данные законы, установлением специальных правил для субъектов РФ, отменой всех составов административных правонарушений, предусмотренных всеми данными законами, содержащих указанные противоречия, либо отмены права субъектов РФ на установление административной ответственности за любые противоправные деяния.
При этом одновременное внесение изменений во все конкретные законы всех субъектов РФ является затруднительный и может увеличить расходы бюджетных средств, установление специальных правил для субъектов РФ противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом и судом, особенно, если оно касается распределения мер административных наказаний, введения административной ответственности или других мер, ограничивающих конституционные права людей, при отмене всех составов административных правонарушений, предусмотренных всеми законами субъектов РФ, необходимо учитывать их степень опасности, наличие противоречий Конституции РФ и (или) федеральному законодательству, а также наличие или отсутствие необходимости установления административной или иной четко определенной ответственности за конкретные деяния на федеральном уровне, а отмена права субъектов РФ на установление административной ответственности за любые противоправные деяния допустима и будет соответствовать положениям Конституции РФ, поэтому во время подготовки проекта нового КоАП РФ необходимо решение данного вопроса, но для его решения увеличение минимального размера штрафа или иное усиление наказаний или других мер воздействия не является обязательным и может повлечь негативные последствия, связанные с нарушение конституционных прав людей и излишним увеличением их расходов, а также с увеличением расходов бюджетных средств на исполнение административных наказаний и других мер, предусмотренных законодательством.
Учитывая вышеизложенное, необходимо сохранение в проекте нового КоАП РФ предусмотренного в настоящее время минимального размера административного штрафа (100 рублей) или его снижения до любого размера, учитывая ограничения, предусмотренные законодательством РФ для лиц, привлеченных к административной ответственности за ряд категорий или за любые административные правонарушения, и наличие у лица, подвергнутого административному наказанию, статуса лица, привлеченного к административной ответственности, в течение одного года со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания, наличие строгой административной ответственности за неуплату административного штрафа, отсутствие ответственности за неуплату штрафов за иные виды правонарушений и минимальных размеров штрафов многие из данных видов правонарушений и другие вышеуказанные причины.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм законодательства РФ.

Решение

Необходимо сохранение в проекте нового КоАП РФ предусмотренного в настоящее время минимального размера административного штрафа (100 рублей) или его снижения до любого размера, учитывая ограничения, предусмотренные законодательством РФ для лиц, привлеченных к административной ответственности за ряд категорий или за любые административные правонарушения, и наличие у лица, подвергнутого административному наказанию, статуса лица, привлеченного к административной ответственности, в течение одного года со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания, наличие строгой административной ответственности за неуплату административного штрафа, отсутствие ответственности за неуплату штрафов за иные виды правонарушений и минимальных размеров штрафов многие из данных видов правонарушений и другие вышеуказанные причины.

К началу списка инициатив