Ни для кого не секрет, что современная система здравоохранения, оставляет желать намного лучшего.
В России имеется много ведомств - куда пациент может пожаловаться на медицинские учреждения: областные и федеральные минздравы, Росздравнадзор, прокуратура, суды, ФОМС и страховые компаниии, Роспотребнадзор, депутаты разных уровней, общественные палаты разных уровней, областные и федеральный омбудсмены.
Однако ни один из перечисленных ведомств, не способен решать проблемы пациентов и здравоохранения, всесторонне и комплексно, поскольку все данные органы имеют свои полномочия и обязанности, которые ограничены.Таким образом, все перечисленные ведомства способны только дополнять друг друга.Однако они работают все порознь, что значительно уменьшает эффективность борьбы за права пациентов. А нередко, для решения проблем пациентов, обращения пациента, одновременно во все перечисленные вместе взятые органы, либо в несколько из них. Например, чтобы наказать врачей, по вине которых погиб человек от неоказания медицинской помощи, нужно обращаться не только в органы полиции и прокуратуры для вопроса об возбуждении уголовного дела. Но и в Росздравнадзор, и в ФОМС, и в минздрав. Ведь органы следствия и правопорядка, не уполномочены налагать на медработников дисциплинарные взыскания, и не уполномочены решать вопросы, связанные с полисами ОМС, и не способны заменить медицинских специалистов - как и медицинские специалисты не могут заменить правоохранителей. А значит что пациентам приходится обращаться одновременно в несколько разных органов - чтобы защитить свои права. То есть в органы полиции и прокуратуры - чтоб рассмотрели вопрос об уголовной ответственности за смерть пациента. А в министерство здравоохранения - для того чтобы уволить руководителей больницы - допустивших смерть пациента, а так же и не допускать дальнейших таких случаев. В страховую компанию и в ФОМС - для того чтобы наложить штрафные санкции на больницу. В органы росздравнадзора - для того чтобы больница получила предостережения о недопустимости. А к депутатам - для того чтобы законодатели учитывали данную трагедию, на будущее для своей законотворческой деятельности.
Ведь если например пациент погибнет в больнице от неоказания медпомощи, вызванного недостатком врачей - то одними наказаниями проблему не решить, здесь необходимо и менять законы либо порядки - чтобы решить проблему дефицита врачей. О чём должны заботиться минздравы РФ и субъектов РФ, а так же и законодательные органы власти РФ и субъектов РФ.
Или например коснуться случаев смерти пациентов от недостатка койко мест в больницах:одними наказаниями проблему не решить, необходимо на уровне минздравов и депутатов, решать вопрос дефицита койко-мест.
А если коснуться случаев смерти пациентов, от невыполнения санитарных и эпидемиологических условий медучреждением-то здесь должны разбираться, не только органы прокуратуры и полиции.Не только минздрава. Но и Роспотребнадзора.
Таким образом ясно: проблемы здравоохранения не решить одним ведомством.
Кроме того: не каждый пациент знает - в какой из перечисленных органов ему обратиться для решения той или иной конкретной проблемы. А в итоге, зря тратится время на пересылки обращений из одного органа в другой.
Практический результат
Повысится эффективность решения проблем здравоохранения и защиты прав пациентов. Все проблемы здравоохранения будут решаться всесторонне и комплексно.
Исчезнет волокита в борьбе пациентов за свои права.
Пациенту больше не понадобиться писать обращение сразу в несколько разных ведомств.
Создать в РФ и в каждом субъекте РФ, федеральные и региональные межведомственные комиссии по защите прав пациентов, которые состояли бы из следующих членов:
1) Представителей минздрава региона - если комиссия региональная. Представителей минздрава РФ - если комиссия федеральная.
2) Представителей Роспотребнадзора.
3) Представителей Росздравнадзора.
4) Представителей ФОМСа и страховых компаний.
5) Представителей медико-биологического агентства.
6) Депутатов региона в региональной комиссии. Депутатов Госдумы и сенаторов Совфеда - в федеральной комиссии.
7) Региональной общественной палаты-в региональной комиссии.Федеральной общественной палаты - в федеральной комиссии.
8) Представителей омбудсменов.
9) Представителей Президента РФ и администрации президента РФ в федеральной комиссии.
10) Работников прокуратуры.
11) Работников полиции.
12) Независимых экспертов в области медицины и медицинской юриспруденции.
13) Представителей министерства социальной защиты, в сфере МСЭ и фонда социального страхования.
14) Представителей министерства образования, в сфере медико-психолого- педагогических комиссий.
Основная цель и задача данных комиссий - рассмотрение жалоб и проблем пациентов, с комплексным и всесторонним решением проблем здравоохранения и пациентов. А так же и поиск путей решения проблем здравоохранения совместно и слаженно, в том числе - и на законодательном уровне.
Основные функции таких комиссий - возможность одновременного рассмотрения одной и той же ситуации, разными ведомствами,без права вмешательства в работу одного ведомства других ведомством кроме случаев предусмотренных законом, а так же и без права вмешательства комиссии в судебные и следственные процессы.
Работа данных комиссий-постоянно.
Условия для подачи жалобы пациента и медиков на комиссию - письменный ответ главврача любой больницы или любой частной клиники, с которым не согласен пациент и(или) медик.
Право обжалования пациентов и медиков, несогласных с решением региональной комиссии-предусмотреть в федеральной комиссии и в суде. Право обжалования решений федеральной комиссии - в судебном порядке. Руководителям медучреждений, предусмотреть аналогичные права для обжалования решений комиссий.
Срок рассмотрения жалоб пациентов комиссией предусмотреть в пределах 30 дней со дня подачи жалобы пациентом. При необходимости, срок рассмотрения увеличивать до 60 дней, уведомив пациента.
Председатели комиссий, их заместители и секретари, не должны быть работниками ни одного из перечисленных ведомств.
Все решения комиссий, не должны противоречить действующему федеральному законодательству и Конституции РФ.
На секретарей комиссий, возложить обязанности по приему письменных жалоб пациентов.
Если жалоба пациента, содержит сведения о проблемах в психиатрии, и требует соблюдения и сохранения медицинской тайны о диагнозе пациента и его течении заболевания,но одновременно - членам комиссии при рассмотрении жалобы, невозможно не знать о диагнозе больного и течении его болезни - заседание комиссий в таких случаях, проводить в ограниченном составе, с привлечением на заседание только тех лиц - которые компитентны в рассмотрении той или иной жалобы пациента. А так же и с привлечением на заседание независимых психиатров.