Садовые некоммерческие товарищества ( СНТ) в свое время создавались для обеспечения условий жизнедеятельности садоводов, проведения начального обустройства садовых участков. Участки в те времена предоставлялись бесплатно. Частной собственности еще не было, председатели СНТ работали на общественных началах, т.е. без оплаты.
К настоящему времени территории СНТ обустроены, садовые участки отмежеваны, зарегистрированы и оформлены в частную собственность, многие садоводы обзавелись жилыми строениями, осуществляют платежи по индивидуальным прямым договорам с поставщиками ресурсов и услуг (электричество, вода, газ, мусор и пр.).
Действующее законодательство разрешает строительство жилых домов и постоянную регистрацию проживания граждан в СНТ. В этом отношении садоводы СНТ практически не отличаются от жителей деревни.
Но при этом садоводы – жители СНТ связаны надуманными и ненужными юридическими и бюрократическими путами, и обременены дополнительными платежами и поборами, идущими в основном на оплату целого аппарата якобы управления в СНТ, а именно председателя и правления (бухгалтера, кассира, электрика и др.), необходимость которых ничем не подтверждается, т.к.все необходимые платежи садоводы могут делать теперь самостоятельно, без посредников, напрямую поставщикам ресурсов и услуг, а также в ФНС.
Возникает вопрос, чем жители СНТ хуже жителей деревни, где тоже есть проживающие постоянно и временно. И те, и другие платят налоги на землю и недвижимость, оплачивают потребляемые ресурсы. И те, и другие должны иметь равные права и статус.
К настоящему времени многие СНТ превратились в очаги финансовых и разных других злоупотреблений, постоянно растущих поборов и коррупции со стороны недобросовестных непорядочных председателей.
Скромные порядочные люди, садоводы, обычно избегают быть председателями СНТ, Почему-то председателями зачастую становятся дельцы- проходимцы, склонные к коррупции и мошенническим злоупотреблениям (финансовым, земельным, материальным, даже моральным, например, в виде обмана, угроз, подделки документов или самоуправства в личных интересах.
Отчасти этому способствует плохая проработанность, запутанность и громоздкость законодательства в области СНТ. Закон дает председателю чрезвычайно завышенные полномочия и права, вплоть до возможности репрессий по отношению к неугодным, возможность несменяемости председателя до 5-ти и более лет и др. Он является держателем печати, хранит у себя всю документацию и архив СНТ, имеет право единолично распоряжаться средствами банковского счета СНТ. Это дает возможность нечестному председателю пользоваться общественной кассой и вообще действовать исключительно в личных интересах, наращивать платежи и поборы, заключать фиктивные договора, «терять» архивные документы, фабриковать другие, дезинформировать садоводов, повышать себе зарплату и отчитываться формально, общими словами, добиваться одобрения, намекая на репрессии для несогласных и неугодных. У таких непорядочных деятелей появилась возможность подавлять, мстить, осуществлять рейдерские действия с узурпацией власти в СНТ, чинить самоуправство и т.п.). Нередко дело доходит не просто до скандалов и стычек, но и до настоящих диверсий, вплоть до поджогов, рейдерских захватов и войн. Материалы об этом можно легко найти в интернете.
Некоторые недобросовестные председатели превращают СНТ фактически в личную кормушку, и живут за счет СНТ, т.е. пенсионеров, устанавливая себе желаемую зарплату. Некоторые делают на этом личный бизнес, занимаясь перепродажей участков, липовыми сделками с подрядчиками и т.п.
Возникает вопрос, зачем нужна эта весьма затратная оплачиваемая садоводами аппаратная надстройка посредников, которая занята в основном только сбором денег, да еще озабоченная постоянным наращиванием своей зарплаты и прочих поборов.
Между прочим, ничего из этого, описанного выше, нет в деревне, где обычно есть один уважаемый староста, исполняющий это почетное поручение на общественных началах, без зарплаты. В больших сельских поселениях бывает сельский совет, который тоже работает на общественных началах. И жители деревень живут мирно, спокойно, дружно и счастливо.
Необходимо менять правовой статус СНТ. По существу это уже настоящие населенные пункты, где могут быть сотни домохозяйств (Местные администрации не спешат заниматься их проблемами, но вот налоги и прочие платежи собирать и повышать не забывают.).
Для исправления создавшегося положения целесообразно разработать и запустить государственную программу преобразования СНТ в сельские населенные пункты. А начинать можно с присоединения прилежащих к деревням СНТ в состав этих деревень.
После полного перехода на прямые индивидуальные договора и платежи ненужными будут ни кассир, ни бухгалтер, ни председатель, ни СНТ как юридическая единица.
Практический результат
Улучшение условий жизнедеятельности садоводов.
Снижение социальной напряженности и повышение социальной справедливости как внутри СНТ, так и в сравнении с жителями деревень.
Упрощение и снижение платежей садоводов, причем без снижения налоговых поступлений в бюджет страны, устранение излишних поборов, улучшение «собираемости» платежей.
Устранение ненужных посредников при проведении платежей в налоговые органы и поставщикам ресурсов и услуг.
Устранение почвы для злоупотреблений, коррупции и других криминальных проявлений.
Снижение количества судебных споров (суды завалены разбирательствами спорных ситуаций в СНТ).
Оздоровление морально-психологической атмосферы в СНТ, улучшение качества жизнедеятельности садоводов.
Развитие и укрепление деревень, увеличение доли сельского населения, укрепление физического и морального здоровья населения.
Повышение эффективности контроля и управления со стороны местных органов власти.