Мы знаем, что в Министерстве просвещения продолжают работу над проектом новой системы аттестации педагогов, ее апробация намечена на сентябрь 2021 года.
Предыдущий формат аттестации, предложенный прежним составом министерства, на наш взгляд, не отвечал профессиональному развитию педагогов, а был карательным механизмом.
Мы считаем, что процесс аттестации - это ключевой договор между государством и профессиональным сообществом, который позволяет считать профессию учителя творческой.
Практический результат
Опираясь на доверие профессионального сообщества, министерство сможет более качественно провести необходимые реформы, которые помогут достичь национальных целей, сформулированных и намеченных для выполнения до 2030 года.
1. Добровольность.
Аттестация должна стать востребованной для педагогов процедурой, для чего необходимо сделать ее добровольной. Важно, чтобы она влияла как на престиж профессии, так и на заработок.
Процедуру необходимо организовать так, чтобы она была не унизительной и неизбежной проверкой на допуск к профессии, а подтверждением владения новыми навыками, которых раньше не требовалось, например конкретными цифровыми инструментами.
2. Независимость.
Аттестация должна проводиться в независимых негосударственных центрах по выбору педагога. Выбор центра для собственной аттестации - право педагога. Инструменты признания выдаваемых центрами документов и стимулирование конкуренции для повышения качества услуг потребует мер государственной поддержки и терпения, пока система станет функционировать эффективно.
3. Самостоятельность.
Важно, чтобы процесс аттестации был многовариантным и позволял учителям выбирать его форму. Сущность аттестации - будет ли она проводиться в виде профессиональных экзаменов, или в форме тестирования, с применением цифровых технологий, или очно в виде деловых игр - может быть экспериментально отработана только в реальном режиме. Поэтому предлагаем министерству сформировать среду, аналогичную той, что создается для развития стартапов. Важно, чтобы педагогическому сообществу были представлены для обсуждения и использования несколько вариантов контрольно-измерительных материалов или форматов аттестации.
4. Открытость.
Прежде всего очень важно, чтобы весь процесс подготовки новой аттестации шёл в открытом режиме, и все планы были доступны каждому учителю для внесения предложений. Педсовет готов организовать экспертное обсуждение среди своих 200 000 подписчиков.
5. Доверие.
В настоящий момент, в том числе из-за ситуации с пандемией, проявляется кризис доверия к власти. Даже хорошие инициативы встречаются с недоверием.
Учитывая эту ситуацию, мы призываем министерство просвещения сделать первый шаг в отношении профессионального сообщества. Вы заняли эти должности недавно, обладаете властью и ресурсами. Сейчас появился отличный шанс сделать нечто радикально новое, что педагоги воспримут как поддержку после периода самоизоляции.
Дополнительные материалы