Технологии развиваются высокими темпами. А вместе с ними в России развиваются мошеннические преступные группировки. Банки не так давно стали предоставлять клиентам возможность приобретать кредиты и страховки дистанционно, без посещения отделений банка, взаимодействия с его сотрудниками и физической подписи. Удобное новшество стало возможностью для мошенников, используя приемы социальной инженерии, взломы и кражи данных, приобретать кредиты на имена третьих лиц.
На момент 18.07.2020 крупнейший банк России ПАО «Сбербанк» не предоставляет своим клиентам возможности отключить функцию дистанционного оформления кредита. Большей части клиентов банков: пенсионерам, людям с низким уровнем финансовой грамотности, да и просто тем, кто не планирует брать кредит, - данная функция не нужна и они ею никогда не воспользуются. Но именно для них высок риск, что за них это сделают мошенники.
Чем больше сила, тем больше и ответственность. Сила прогресса крепнет с каждым днем, а, значит, должны крепнуть и меры ответственности за безопасность от угроз, открываемых этим прогрессом. Кредит, доступный в несколько кликов – это очень удобный финансовый инструмент, но в первую очередь – это соблазнительная услуга, которую банк продает клиенту. У самих банков нет заинтересованности в том, чтобы удлинять своим клиентам путь для получения кредитов или оформления страховок. Поэтому обязательность добавления этапа, обеспечивающего большую безопасность клиентов при обращении с техническими средствами управления финансами, необходимо установить законодательно.
Практический результат
1. Банки должны будут больше усилий прилагать к тому, чтобы посвящать своих клиентов в детали работы своих программных продуктов.
2. У клиентов появится возможность опционально настраивать список дистанционных технических функций, доступный им без участия сотрудников банков (например, возможность отключить функцию восстановления доступа к онлайн-кабинету по номеру банковской карты и коду из sms, которая используется очень часто на фишинговых сайтах и телефонными мошенниками).
3. Как результат, уменьшится количество преступлений, совершаемых путем дистанционного мошенничества.
4. Принятие данного закона положит начало законотворческому процессу по разработке большого дополнения к закону "О защите прав потребителя", согласно которому будет регулироваться ответственность производителей программных продуктов за безопасность для клиентов тех или иных функций этих продуктов для клиента.