По мере развития научных технологий злоумышленники разрабатывают новые способы хищения чужих денег. Приемы мошенничества с использованием социальной инженерии и новых технологий, очень легко применять против неосведомленных граждан России практически без риска понести за это наказание. Поэтому масштабы и количество таких преступлений в нашей стране растет огромными темпами. За прошедший 2019 год одним только Сбербанком было зафиксировано около 2.5 млн. обращений о попытках телефонного мошенничества. По данным Генпрокуратуры в 2019 году было почти 100 тыс. преступлений совершенных с помощью средств коммуникации. А в 2020 году по оценке Group-IB киберпреступлений возросло в 10 раз!
Преступники разрабатывают новые схемы: звонки от лица банков, отправки подложных sms-сообщений, копии платежных систем и популярных сайтов и сервисов (ReStore, DeliveryClub и т. д.) сообщений в социальных сетях или на популярных интернет-площадках (Вконтакте, Avito, ЦИАН, ЮЛА). Их группировки, которые часто работают из зарубежных стран, разрастаются и преуспевают. Давно назрела необходимость принятия законодательных мер, и преобразований в российской правоохранительной системе. Это неизбежная необходимость в условиях научно-технического прогресса.
МВД, Следственный комитет и сами банки не раз выступали с инициативами по принятию мер на законодательном уровне, которые позволили бы им в совместном сотрудничестве бороться с мошенничеством описанного характера. Настоящая инициатива составлена из совокупности предлагаемых ими мер, с учетом опасений общественности касательно блокировок счетов без решения суда. Мы, инициативная группа потерпевших от мошенничества, выдвигаем ее как конструктивное предложение и призываем органы власти России приступить к решению проблемы, угрожающей каждому россиянину, на законодательном уровне.
Главные проблемы противостояния дистанционному мошенничеству заключаются в следующих его особенностях:
- география преступлений охватывает всю страну;
- хищения с использованием современных технологий молниеносны по скорости.
Практический результат
1. Чудовищное технологическое отставание правоохранительных органов от преступных группировок, несущее угрозу для всех граждан России, будет устранено.
Кроме того организацией данного ведомства, будет положено начало созданию единой базы уголовных дел МВД. В современном мире, государственные органы должны стремиться к созданию системы, способной работать с большими данными. Это облегчит установление связей между преступлениями, даст по-настоящему полную картину ситуации в стране, гораздо более информативную и гибкую, нежели письменные отчеты со статистикой.
Сотрудники следственных органов будут освобождены от бесполезной бумажной работы и выполнения безрезультатных процедур.
2. Злостные преступники, грабящие подчистую всех без разбора (стариков, матерей, нетрудоспособных), наконец, понесут ответственность за сотни тысяч финансовых трагедий, а потерпевшие от их действий смогут вернуть нажитое честным трудом.
3. Дистанционное мошенничество перестанет быть таким прибыльным и безопасным делом, и развитие его в нашей стране замедлится.
4. Люди смогут без опасений использовать банковские услуги и новые технологии.
1. Для расследования преступлений, совершенных путем дистанционного мошенничества, таких как телефонное мошенничество, фишинг, похищение данных путем внедрения вредоносного ПО и других видов дистанционного мошенничества, в результате которых, мошенники, получают незаконный доступ к банковским счетам граждан, похищают средства, или, введя жертву в заблуждение методами социальной инженерии, побуждают перевести их самостоятельно, необходимо организовать специальный следственный отдел или ведомство в структуре МВД.
2. Ведомство должно принимать обращения граждан в устной форме по телефону 102, на горячей линии или через официальный сайт в сети Интернет.
3. За подачу ложного обращения в такое ведомство (даже не заявления, а обращения) должна быть предусмотрена ответственность.
4. По факту обращения о мошенничестве следственный орган должен будет совершать прямой запрос в банк на блокировку денежных средств на счете мошенника или отмену перевода ему: сначала на время необходимое для подтверждения факта мошенничества; затем до окончания следственной проверки, в ходе которой должно быть установлено, имело ли место хищение денежных средств.
5. Банк обязан по запросу данного ведомства наложить арест на средства предполагаемого мошенника или отменить транзакцию без решения суда. И именно поэтому должен быть строго ограничен список правонарушений, в рамках расследований или предотвращения которых Банки имеют право это делать. Так же как в ФЗ 115 должен быть четкий и конкретный перечень:
- телефонное мошенничество;
- фишинг;
- взлом с использованием вредоносного ПО
- Мошенничество через sms-сообщения или сообщения в социальных сетях;
- Кража данных и доступов к платежным средствам пользователя через копии сайтов.
6. Арест денежных средств на счете мошенника накладывается только на спорную сумму – сумму перевода со счета потерпевшего.
7. Ведомство должно будет принимать обращения о совершении преступлений, в том числе от Служб безопасности банков, если потерпевший в первую очередь сообщил о мошенничестве туда. В таком случае потерпевший также должен быть предупрежден об ответственности за ложное заявление еще при обращении в банковскую организацию ее сотрудниками.
8. Банкам разрешается после обращения клиента с сообщением о мошенничестве накладывать арест на счета предполагаемого мошенника на сумму оспариваемого перевода или отменять перевод еще до обращения в следственный орган. Да, без решения суда, без запроса из следственного ведомства. Мы понимаем, что придется разрешать противоречие с Гражданским кодексом, но в ситуации с дистанционным мошенничестве иного выхода не видим.
9. Обращение в следственный орган Банк должен совершить в любом случае.
После каждого обращения ведомством инициируется обязательная проверка, итогом которой должно быть либо возбуждение уголовного дела по факту хищения (попытки хищения) денежных средств в отношении мошеннических лиц, либо возбуждение дела в отношении лица, сделавшего ложное обращение.
10. Для проверки на наличие факта совершения указанных видов мошенничества ведомство должно иметь возможность в короткие сроки запросить:
- у телефонных операторов записи телефонных разговоров, содержание sms;
- у хостеров информацию о владельцах дискового пространства сайтов, используемых для фишинга;
- у банка контактные данные предполагаемого мошенника для уточнения информации у него (вызова на допрос);
- у социальных сетей и интернет-сервисов данные об аккаунтах, с которых были совершены мошеннические действия
Таким образом, организованное ведомство должно иметь быстрые каналы связи (а не письма через почту) с:
- службами безопасности банков, ФинЦЕРТ-ом;
- телефонными операторами и поставщиками услуг связи;
- хостерами и поставщиками Интернет-услуг, DNS-серверов (хотя бы с крупными);
- службами безопасности социальных сетей или их представителей на территории России;
- службами безопасности популярных интернет-площадок.