В настоящее время, в связи с применяемыми органами власти мерами в целях нераспространения коронавируса (COVID-19), связанными, в частности, с ограничением в ведении хозяйственной деятельности и ограничением в передвижении граждан (самоизоляция), мы, как представители бизнеса, находимся в критическом состоянии. Предприятия вынуждены закрываться или вводить всевозможные ограничения в деятельности, терпеть колоссальные убытки из-за потери заказчиков, ограничении рынка, потери контрагентов, при этом не забывать оплачивать заработную плату своим сотрудникам в полном объеме и исполнять иные обязательства, в том числе перед государством (оплата налогов, взносов). Т.е. указанные обстоятельства негативно повлияли на работу фактически каждого предприятия и, в своем большинстве, ввели такие предприятия в предбанкротное состояния из-за множества различных факторов, спровоцированных ограничительными мерами и сложнейшей экономической ситуацией в мире.
При этом, Президентом РФ Путиным В.В. в своих обращениях неоднократно указывается на необходимость поддержки как граждан, так и предпринимателей, принимающих сейчас основной удар на себя.
Однако, после обращений Президента РФ принимаемые «на выходе» законы являются либо «неработающими», либо «проработанными» до такого состояния, что абсолютное большинство предпринимателей просто не могут и не смогут воспользоваться какой-либо поддержкой от государства, которую им, однако, гарантировали, возлагая при этом на них обязанность, невзирая ни на что, сохранить оплату труда своих сотрудников (в нерабочие дни), но и приостановить/ограничить деятельность. Более того, в обращениях Президента РФ Путина В.В. озвучиваются одни критерии, при соблюдении которых можно претендовать на материальную поддержку, а по факту Правительством РФ принимаются Постановления, в которых вводятся дополнительные требования для возможности получения такой материальной поддержки, соблюсти которые практически невозможно, что делает применяемые Постановления «неработающими». Для примера, в своем обращении от «15» апреля 2020г. Президентом РФ Путиным В.В. озвучена мера поддержки в виде предоставления малым и средним предприятиям прямую безвозмездную помощь от государства - по 12,1 тыс. руб. на сотрудника, при этом, цитирую:
"...Единственное обязательное условие и требование к компании – максимальное сохранение занятости, на уровне не менее 90 процентов штатной численности на 1 апреля".
Однако, принятые Правила предоставления такой субсидии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576, были дополнены дополнительными обязательными условиями и требованиями, которые кардинально меняют ситуацию для предпринимателей, а также не соответствуют «единственным», указанным Президентом РФ в своем обращении, а именно в п.3 Правил указаны следующие дополнительные обязательные критерии соответствия:
1. быть отнесенным к отрасли, к отраслям российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень который устанавливается Постановлением Правительства от 3 апреля 2020 г. № 434 (пп. в) п.3 Правил);
2. получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц (пп. г) п.3 Правил);
3. у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей (пп. д) п.3 Правил).
Т.е., если разбирать по пунктам, то:
1. предприятие должно иметь ОКВЭД как основной, который указан в Перечне наиболее пострадавших отраслей. Однако, сам Перечень вызывает огромное сомнение, т.к. он является настолько «узким», что большинство предприятий к нему просто не относится. Более того, для соответствия такому Перечню предприятие должно формально иметь у себя просто внесенный ОКВЭД, независимо от того, вела ли организация такой вид деятельности, соответствующий ОКВЭД, или не вела, т.е. указанный подход абсолютно формальный. Т.е., для примера, те, кто занимались деятельностью в сфере общепита, но не имели соответствующий ОКВЭД,– уже не могут претендовать на поддержку. При этом, сама ФНС в своем письме от 22 августа 2019 г. № СА-17-2/229@ «О рассмотрении обращения» указывает, что «присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Следовательно, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности». Однако, в данной же ситуации, наличие ОКВЭД явилось основополагающим для получения пока всех мер поддержки, на которые могли бы претендовать предприниматели. Более того, неизвестно по какому принципу определялись отрасли, считающиеся наибольшей степени пострадавшими от коронавируса, а какие в наименьшей. По факту все отрасли бизнеса пострадали от введенных ограничительных мер и нет ни одного предприятия, кого бы негативно не коснулась эта ситуация. Но, на практике, таким «выделением» отраслей в Перечень фактически был существенно сужен круг лиц, которые могли бы претендовать хоть на какую-либо поддержку.
2. Процедура ликвидации не лишает права осуществлять предприятию деятельность, что также касается и процедуры банкротства. Т.е. и такие организации были, в противоречие указаниям Президента РФ исключены из числа предприятий, которые могли бы получить поддержку.
3. И самое основное – отсутствие недоимок по налогам и страховым взносам по состоянию на 01.03.2020г., в совокупности не превышающих 3000 рублей. Каким образом определен срок как 01.03.2020г, когда ограничения ввелись в середине и в конце марта 2020г (в зависимости от региона РФ), а также как была определена "потолочная" сумма в 3000 рублей? Видимо для того, чтобы никто из предприятий точно не получил субсидий, т.к., для примера, если у организации был хотя бы 1 наемный работник, то за него работодатель обязан уплачивать ежемесячно страховые взносы в размере 3 663, 26 рублей, из расчета минимальной заработной платы согласно МРОТ по состоянию на 01.01.2020г - 12130р., и не уплати он эту сумму страховых взносов, то он гарантированно перейдет в группу тех предпринимателей, кто не сможет претендовать на поддержку. А с учетом того, что предприниматели стали сталкиваться с финансовыми трудностями еще в начале 2020г, то небольшие задолженности были практически у каждой организации.
Итого, озвученные Президентом РФ Путиным В.В. 15.04.2020г. меры поддержки для бизнеса в виде 12,1 тыс. руб. на сотрудника, даже при условии соблюдении порога сокращаемости штата, получит минимальный круг предпринимателей, благодаря принятым Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576.
Таким же разочарованием для нас, всех представителей бизнеса, стало отсутствие возможности получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов, авансовых платежей по налогу и страховых взносов, т.к. касается это только и исключительно тех, чей вид деятельности соответствует деятельности, указанной в Перечне, да и то под рядом отлагательных условий (п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020г. № 409).
Таким образом, с учетом принимаемых законов становится очевидным то, что реальных мер поддержки бизнеса Правительством РФ разработано не было, в связи с чем мы, представители бизнеса, остались одни на один со всеми сложностями, которые происходят в стране, экономике, да еще и с возложением на нас дополнительных ограничительных и обязательных мер (приостановить/ограничить деятельность, но выплачивать заработную плату в независимости от не осуществления деятельности, а также оплачивать все налоги и взносы).
Практический результат
Сохранение рабочих мест, предотвращение прекращения деятельности большого количества предприятий, возможность сохранить экономику на прежнем уровне без серьезного уровня падения и предотвратить иные негативные последствия, связанные с веденными ограничениями в РФ в конце марта, апреле и мае 2020 г.