- установить для педагогических работников право приема их детей на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях вне очереди;
- установить уровень средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций за одну норму труда не ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Федеральными законами в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий граждан (прокуроров, сотрудников полиции, судей, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, военнослужащих и другим) предусмотрено право на внеочередное (первоочередное) предоставление мест для их детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.
Действующим законодательством педагогическим работникам такая социальная мера поддержки не установлена.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлена гарантия выделения средств на заработную плату педагогических работников, исходя из средней заработной платы по экономике в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Поскольку эта величина не привязана к норме труда педагога, она рассчитывается по фактически сложившейся нагрузке педагогов, в результате чего средняя заработная плата педагога выплачивается за нагрузку в 1,5 нормы и выше.
В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса РФ, сокращенное рабочее время педагогического работника за оклад (ставку) составляет не более 36 часов в неделю. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 установлена его конкретная продолжительность в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников. Так, учителю установлена норма часов учебной нагрузки за ставку заработной платы – 18 часов в неделю. Это - количество часов проводимых уроков в целях расчета заработной платы за одну ставку. Верхний предел учебной нагрузки не ограничен. Кроме проведения уроков, учитель исполняет другую часть педагогической работы, которая входит в его обязанности (подготовка к занятиям, педсоветы, работа с родителями, проверка тетрадей, классное руководство и пр.), но не нормируется по времени.
Игнорирование норм труда при определении целевых показателей привело к тому, что в среднем учитель в настоящее время за норму труда получает 55 % от среднего дохода от трудовой деятельности.
Практический результат
Повышение статуса педагогических работников, престижа профессии, привлечение профессиональных работников в отрасль образования, снижение кадрового дефицита в образовательной отрасли.
Справедливая оплата труда педагогических работников. Переход к равной оплате за труд равной ценности, пропорционально выполняемой работе.
Дополнительные материалы
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962) изменения:
1) статью 47 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«11. Дети педагогических работников имеют право приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, вне очереди.»;
2) пункт 3 статьи 99 дополнить словами «за норму труда (установленную трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».