1. Наличие взаимосвязи между заболеваемостью населения и объёмами добычи угля в Кемеровской области-Кузбассе ставит под сомнение эффективность всей существующей системы государственного и производственного контроля и управления охраной окружающей среды и здоровьем населения.
2. С позиций теории управления сложившаяся ситуация характеризуется следующим:
1) В качестве заданных значений критерия допустимого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения используются нормативы качества окружающей среды, представленные химическими, физическими и биологическими показателями вместо критерия оценки риска здоровью населения. Такой подход характеризуется следующими недостатками:
- оценки загрязнения окружающей среды, полученные в промышленной зоне или на границе санитарно-защитной зоны предприятий, используемые для оценки негативного воздействия окружающей среды на здоровье населения, не отражают истинное влияние загрязняющих веществ на здоровье населения из-за возможной трансформации химических веществ в свободной атмосфере, влияющей на изменение качественного и количественного состава загрязняющих веществ;
- точно неизвестны последствия переноса на человека результатов исследования негативного воздействия загрязнения окружающей среды на животных, полученных, к тому же, в идеализированных лабораторных условиях;
- применение расчётных методов оценки допустимого негативного воздействия загрязнения окружающей среды без проведения достоверной оценки точности используемых расчётных моделей для условий конкретной территории;
- отсутствие нормативов по значениям сочетаний факторов негативного воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения;
- появление большого количества новых факторов (веществ, физических воздействий) негативного воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения, для которых не разработаны нормативы.
2) Не устанавливаются заданные значения критерия риска здоровью населения и соответствующие им нормативы качества окружающей среды в различных объектах окружающей среды, учитывающие региональные особенности формирования общего негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и существующий уровень заболеваемости населения.
3) Управленческие решения имеют следующие недостатки, снижающие точность достижения цели управления:
- отдельные нормативные правовые акты, не исключают неоднозначного толкования в выборе вариантов управленческих решений для достижения цели управления;
- положения отдельных нормативных правовых актов нижестоящих уровней управления, регламентирующих выполнение действий по заданному алгоритму, противоречат положениям нормативных правовых актов вышестоящих уровней управления, имеющих большую юридическую силу и регулирующих эти же процедурные вопросы;
- имеет место бездействие или отсутствие точного выполнения действий по заданному алгоритму, определённому нормативным правовым актом.
4) Недостаточная точность контроля значений критериев качества управления, входных параметров и управляющих воздействий по уровням управления.
Наиболее существенной причиной такого положения дел, является недостаточная эффективность работы по устранению коррупции.
3. В сложившихся условиях наиболее эффективные управленческие решения по охране окружающей среды и здоровья населения связаны с внедрением экологически чистых, безотходных и малоотходных технологий и оборудования; наилучших доступных и перспективных технологий, которые ориентированы на минимальное негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
4. Необходима коррекция федерального законодательства в направлении создания экономических стимулов для внедрения экологически чистых, безотходных и малоотходных технологий и оборудования; наилучших доступных и перспективных технологий за счёт повышения платы за загрязнение окружающей среды.
5. Необходимо принятие закона Кемеровской области-Кузбасса «Об охране окружающей среды», направленного на охрану окружающей среды и снижение рисков здоровью населения на основе анализа текущего состояния здоровья населения, причин его ухудшения и принятия решений о строительстве опасных промышленных объектов с учётом допустимости дополнительной техногенной нагрузки.
В прилагаемых файлах представлен проект закона Кемеровской области-Кузбасса «Об охране окружающей среды» с пояснительной запиской, ориентированный на устранение указанных недостатков.
Практический результат
Повышение здоровья населения Кемеровской области-Кузбасса.
Дополнительные материалы