Названия, которые у потребителей стойко ассоциируются с продуктами из мяса всё чаще используются производителями растительных копий. В них животный белок отсутствует, но в названиях используются стойкие ассоциации с мясными продуктами.
Предлагается: внести изменения в технический регламент № 22 Таможенного союза "Пищевая продукция в части её маркировки", дабы предупредить недобросовестное использование названий, производных от названий видов продуктов "мясо", "колбаса", "птица", "рыба" и т.п. Запрет должен распространяться на все продукты, в которых доля животного белка ниже 40%.
Рынок подобной еды в России только зародился, но его развитие идёт стремительно и очень скоро в названиях растительных продуктов массового сегмента замелькают слова "котлеты", "наггетсы", "сосиски", "колбаса" и прочие производные от архетипов мясной культуры. Потребитель подсознательно ожидает от них вполне определённых потребительских качеств и питательных свойств, присущих животному белку, а в действительности получит гороховый (соевый, нутовый, далее по списку) белок с добавлением растительного масла, свекольного красителя, стабилизаторов, эмульгаторов и синтетических вкусоароматических добавок. Всего в состав такого "мяса" входит 15 и более ингредиентов.
Производители растительных копий по сути паразитируют на пищевых привычках массового потребителя, представляя свои разработки, как продукты здорового питания, забывая, что у многих людей бобы вызывают аллергию. Реакция организма на большинство других ингредиентов "мяса" изучена меньше, и они ещё могут преподнести неприятные сюрпризы.
Полностью заменить животный белок не может ни один растительный продукт и ни одна комбинация растительных продуктов, поэтому называть их также как и продукты содержащие мясные продукты - равносильно обману.
Потребитель имеет право выбирать - есть ему котлету из мясного фарша или из бобового, но потребитель также имеет право на достоверную информацию о продукте, отраженную, в том числе, и в названиях привычных ему продуктов.
Популярность растительных имитаций в России в настоящее время невелика: сказываются высокая цена импортных новинок (порядка 700 р. за бургер известной марки), а также низкая популярность веганских идей. Однако, при достаточных маркетинговых усилиях со стороны распространителей модных подделок и снижении цены этих продуктов (закономерное явление в условиях развития технологий и роста продаж), они станут доступны более широким слоям населения.
В Европе производители т.н. растительного мяса вместе с наиболее радикальной частью зеленых уже добились рассмотрения в Европарламенте повышения налогов на продукцию животноводства. Не исключено, что те же силы попытаются ввести похожий налог и в России. Если поддельное мясо будет доступно широким слоям, проще будет усыпить общественное мнение при повышении цен на продукцию животноводства.
Практический результат
Изменение в технический регламент о маркировке продуктов принесёт следующие результаты:
1. Защитит права потребителей на достоверную информацию о продуктах, которые совершенно подобны мясным и полностью имитируют их вкус.
2. Предупредит недобросовестное использование мясных названий в растительных продуктах.
3. Поможет защитить здоровье потребителя от воздействия потенциальных аллергенов и дефицита незаменимых аминокислот полиненасыщенных жирных кислот.