В российском обществе по традиции принято давать ребёнку "отчество" по имени отца.
Совсем недавно, ещё в начале прошлого века, была так же "традиция" давать фамилию по его же фамилии.
Но, как во втором случае, так и в первом - это не является неминуемо обязательным.
После установления советской власти был принят декрет "О гражданском браке...", согласно которому не только женщины после женитьбы могли оставлять свою фамилию, но и фамилия ребёнку могла даваться по согласию родителей и принадлежать, как матери, так и отцу. Это небывалый прорыв в семейных отношениях того времени для России.
Но сегодня, спустя сто лет, существуют проблемы не только с дачей фамилии, которую, несмотря на закон, всё равно "по традиции" дают от отца, но и, что важнее, существуют проблемы с получением "отчества" по имени матери (в данном случае его уместно называть "матчеством"). В этом плане женщины оказываются ущемлены в правах.
В пункте 2 ст. 58 Семейного кодекса прямо сказано, что «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае».
Но в большинстве случаев, наверное, таких законов или "обычаев" нет и закон обязывает давать "отчество" по отцу.
Но существует оговорка. Пункт 1 Статьи 58 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" предусматривает, что «Лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество».
Закон не говорит прямо на "отчество" или на "матчество" можно менять предыдущее. Он просто указывает, что менять можно. Но на практике, наверное, большинство отделов ЗАГСов не пойдут на замену мужского "отчества" на женское "матчество" в силу укоренившихся традиций и боязни нести ответственность за "неправильно понятую" норму закона (об этом свидетельствует информация в СМИ по этому вопросу).
В свою очередь, это не только ущемление прав женщин в отношении детей, но так же и привязывание, как их, так и детей к людям, которые могут быть вообще не связаны с семьёй и быть оторванными от неё.
При таком положении мужчина, ушедший или не живший в семье получает "привилегию" дать его имя в качестве "отчества" ребёнку. При этом он может вообще никак не влиять на семью и не участвовать в воспитании.
В то же время женщина, которая всё это время могла воспитывать ребёнка, тратя на него силы и средства, не имеет возможности дать своё имя в качестве "матчества", а ребёнок не имеет права его взять по достижении 14-ти лет. Самое большее, что можно - это взять какое-нибудь другое мужское(!) "отчество".
В виду того, что отделы ЗАГСа в подавляющем большинстве случаев не решатся на такой шаг из-за отсутствия явного указания на это в законе - следует прописать в последнем, что ребёнок при рождении может получить не только фамилию отца или матери по соглашению сторон, но так же отчество или матчество по такому же соглашению, как и то, что он может сменить, как первую (фамилию), так и второе (отчество) - на любые другие по достижении соответствующего возраста.
Ничего чрезвычайно "странного" в звучании матчеств нет. Они звучат вполне естественно. Например:
- Сафронова Галина Еленовна.
- Шилов Константин Марьевич.
- Иванова Ольга Галиновна.
- Савченко Олег Оксанович и т.д.
К небольшой необычности звучания общество должно привыкнуть, как к нормальному явлению. Это будет достигнуто тем, что первоначально ими будут пользоваться единицы, а потом они потеряют свою "странность" для других, войдя в повседневный быт так же, как в него вошли все достижения в правах человека, к которым раньше относились с настороженностью или даже негативом.
Но для этого нужно, чтобы подобная норма была ЯВНО прописана в законе, чтобы работники отделов ЗАГСов не боялись давать матчества детям и тем, кто захотел заменить ими отчества.
Мы считаем, что такие права, как возможные, должны быть предоставлены и прописаны в законодательстве. А будут ли их применять граждане - это уже личное дело каждого.
Все мы разные и у всех должна быть возможность выбрать тот вариант, который им подходит.
При осуществлении подобных мер это будет революцией в семейных отношениях, правах женщин и членов общества вообще.
Практический результат
Достижение большего равноправия в семейных отношениях и правах женщин.