Исторический центр подмосковного города Жуковского необходимо сохранить как целостный архитектурный ансамбль, признать его объектом культурного наследия и присвоить ему статус исторического поселения, запретив высотную застройку микрорайона «Старый город», построенного по инициативе А.Н.Туполева.
Старый город, ограниченный улицами Гарнаева, Чкалова, Гагарина и Энергетической, с прилегающими к ним зданиями, 1930-50-х гг. постройки, составляет единую пространственную среду, не имеющую аналогов ни в России, ни в мире.
Существующая планировочная структура современного Жуковского отражает градостроительные идеи, которыми руководствовались при его основании и развитии. История генерального планирования города начинается с работы выдающегося архитектора В.Н.Семёнова, с его идеи «города-сада», которая начала воплощаться на месте будущего города в 1913 г. при постройке железнодорожного санатория Н.К. фон Мекка. Позже знаменитые советские архитекторы О.А.Таманян, А.П.Иваницкий, братья Веснины и их ученики воплотили в центре Жуковского идеи конструктивизма и неоклассицизма: чёткую и ясную планировку улиц, иерархически выстроенное пространство, взаимосвязь бульваров, аллей, городского сквера с внутриквартальным озеленением.
Помимо архитектурно-художественной ценности, Старый город имеет важное историческое значение. Город строился для создателей советской авиации. Практически каждый дом здесь связан с именами знаменитых учёных и лётчиков. Ни один советский летательный аппарат не получил «путёвки в жизнь», минуя градообразующие предприятия Жуковского – ЦАГИ и ЛИИ. Это – столица русской авиационной науки.
В Генплане Жуковского, принятом в 2012 г., фигурировало понятие исторического центра, но теперь его там нет. В 2017 были внесены изменения в городские Правила землепользования и застройки, публичные слушания по ним вызвали значительное социальное напряжение. В 2019 году снова решено внести изменения в Генплан. Бульвар по ул.Маяковского предложили разрезать пополам линией скоростного легкорельсового транспорта от железнодорожной станции «Отдых» до аэропорта. Эта линия ЛРТ неприемлема для исторического центра города, и в ней нет необходимости, т.к. существует альтернативный проект линии аэроэкспресса от аэропорта Жуковский до станции «Раменское».
По мнению ведущих российских экспертов и самых широких кругов общественности, исторический центр Жуковского является бесценным культурным и градостроительным наследием наукограда и всей России и должен быть сохранён для последующих поколений. Причём не просто как достояние жителей центра, и не только жуковчан. Это наследие всероссийского масштаба.
Практический результат
Сохранить уникальный памятник истории и культуры России.
Вернуть жителям наукограда и гражданам России веру в справедливость решений государственной власти.
Проявить уважение к памяти о создателях отечественной авиации.
Развивать внутренний туризм.
Дополнительные материалы