Конституция России устанавливает светский характер государства и право граждан свободно выбирать отношение к религии и действовать в соответствии с ним.
Однако в последнее время периодически отмечаются факты использования органами власти религиозных норм в качестве источника права и издания религиозно мотивированных нормативных актов. В качестве примеров можно привести распоряжение руководителя администрации Главы Чеченской республики Селимханова М.С. от 25.01.11 №04/27 руководителям органов государственной власти республики об обеспечении соответствия одежды сотрудников «традиционным мусульманским» нормам или решение администрации Россошанского района района Воронежской области о запрете празднования фольклорного праздника «день Нептуна» в июле 2013г. по требованию местной религиозной организации.
Более того, многие граждане России (и не только России) помнят, как нарушение религиозных норм, вроде хождения по солее и оголения рук, стало официально задокументированным основанием для обвинительного заключения по уголовному делу, а суд при вынесении решения по этому делу ориентировался на экспертное заключение о нарушении фигурантами правил Трулльского и Лаодикийского соборов.
Использование государственными и муниципальными органами власти религиозной мотивации при издании нормативных актов, а равно – использование судами религиозных норм в качестве допустимых и релевантных аргументов при вынесении судебных решений является по своему смыслу актом принуждения граждан к соблюдению соответствующих религиозных норм, что входит в прямое противоречие с конституционным правом гражданина действовать в соответствии со свободно выбранным отношением к религии, в том числе – не соблюдать те религиозные нормы, которые не соответствуют выбранному отношению к религии.
Более того, в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2013 №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан», отдельные радикально настроенные группировки уже заявили о намерении использовать его для принуждения граждан к соблюдению религиозных норм под угрозой уголовного преследования.
Для предотвращения подобных злоупотреблений, а также защиты светского госдуарственного строя и права граждан на сободный выбор отношения к религии необходимо в явной форме закрепить в законодательстве запрет госдуарственным и муниципальным органам власти использовать религиозные нормы в качестве источника права или мотивации при издании нормативных актов, а также запрет правоохранительным и судебным органам указывать нарушение гражданином религиозных норм в качестве обстоятельства дела или использовать его в качестве допустимого аргумента в ходе судебного процесса.
Указанные нормы предлагается внести в ФЗ "О свободе совести и о религиозных организациях".
Практический результат
1) Защита конституционного права граждан на свободный выбор отношения к религии и действия в соответствии с ним.
2) Устранение пробелов в законодательстве, создающих возможность для злоупотреблений со стороны органов власти.
3) Пресечение попыток использования радикальными группировками ряда законодательных норм для ущемления законных прав граждан и провокации религиозной розни.