Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
03Ф52588
Уровень инициативы:
Федеральный

О мерах, необходимых для спасения озера Байкал

Осенью 2018 года на берегу Байкала в районе поселка Култук Слюдянского района началось строительство завода по розливу байкальской воды преимущественно для экспорта в Китай, вызвавшее огромный общественный резонанс.
Основными причинами резонанса стали:
1. Возможный экологический ущерб ценной природной территории - Таловским болотам и примыкающему мелководному участку Байкала, а также возможный ущерб всему озеру, уже находящемуся в состоянии экологического кризиса.
2. Фактические нарушения при проведении процедуры общественных обсуждений и возможные юридические нарушения при получении земельного участка для строительства.
3. Обеспокоенность граждан из-за усиливающегося агрессивного присутствия в регионе китайского бизнеса и его ощутимого негативного воздействия на окружающую среду (лесной комплекс, сельское хозяйство, «байкальский» туризм), а также тот факт, что эксплуатировать природный ресурс стратегического значения (байкальской воды) было позволено иностранной компании.
4. Включение природного участка Центральной Экологической Зоны Байкальской Природной территории (ЦЭЗ БПТ) - Таловских болот – в границы населенного пункта (поселок Култук).
5. Включение завода в список региональных инвестиционных проектов, что позволяет иностранной компании не платить налог с прибыли первые несколько лет.
Помимо самого экологического кризиса на Байкале, у ученых и общественности вызывает обеспокоенность неэффективность проводимых мер по его охране. Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал» реализуется с 2012 года. Программа рассчитана до 2020 года и призвана стабилизировать экологическую обстановку в районе озера. Она предусматривает существенное сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в Байкал, решение проблемы отходов деятельности целлюлозно-бумажного комбината и т.д. Однако экологическая обстановка в районе озера Байкал не только не улучшилась, но продолжает ухудшаться.
Негативное воздействие на экосистему озера в значительной мере оказывают следующие факторы:
1. Загрязнение воды. Более 250 т нефтепродуктов, 30 т фекалий, 8 т минеральных форм азота ежегодно попадает в Байкал. Учёные предупреждают, что способность озера к самоочищению находится на критически низком уровне.
a. Загрязнение Байкала хозяйственно-бытовыми стоками с прибрежной зоны. Серьезную опасность для экосистемы Байкала представляет «скрытая эвтрофикация» мелководных и заплесковых зон, на которые избыточно воздействуют биогенные соединения азота и фосфора. Они попадают на побережье озера в результате применения моющих средств с фосфатами и при сбросах неочищенных сточных вод. Последнее происходит вследствие интенсивного развития туризма в прибрежной зоне озера и строительства здесь дач и коттеджей, и часто без канализованных сборов бытовых стоков и отходов, и тем более без очистки стоков. Такие стоки вызывают массовую гибель эндемичной байкальской губки и одновременно способствуют бурному росту водоросли рода Спирогира и токсичных сине-зеленых водорослей, что само по себе можно считать экологической катастрофой. Спирогира покрыла уже большую часть прибрежной зоны озера.
b. Большой объем загрязняющих веществ попадает в озеро из р.Селенга, Чикой, Хилок и других притоков, куда сбрасываются отходы металлургических, деревообрабатывающих и строительных предприятий, предприятий по переработке кожи и по добыче полезных ископаемых, бытовые сточные воды. На большинстве предприятий очистные сооружения давно устарели и не справляются со своей задачей, поэтому в воду попадают различные химические вещества, нефтепродукты и агрохимикаты.
По результатам Прокурорской проверки в Центральной Экологической Зоне (ЦЭЗ) полноценно не работает ни одно очистное сооружение. Ни на одних очистных сооружениях не соблюдались утвержденные нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в стоках, поступающих в Байкал. Очистные сооружения г. Улан-Удэ изношены более чем на 90%. Приказ Минприроды России от 5 марта 2010 г. N 63 "Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал" предписывает очищать стоки практически до дистиллированной воды. Имеющиеся схемы очистки не позволяют выполнить эти нормы. А новые очистные слишком дороги в эксплуатации и не предлагается никаких вариантов рекомендуемых к применению очистных сооружений, которые соответствовали бы требованиям. Из-за этого сейчас стоки, сбрасываемые в Байкал, проходят только первичную очистку, либо не проходят ее вообще. В некоторых местах установлены новые очистные сооружения, но не введены в эксплуатацию полностью. Большинство объектов гостиничного бизнеса и коттеджей, являющиеся большим источником бытовых стоков в Байкал, на данный момент не имеют собственных очистных сооружений или выхода к муниципальной канализации. Соответственно усовершенствование очистных сооружений в нескольких местах не сможет решить проблему. Необходимо найти специальные решения, подходящие для Байкала.
c. Сбросы нефтесодержащих балластных вод с судов. По данным МЧС на 2015 г. по Байкалу курсирует больше 18 тыс. маломерных, а также почти 700 более крупных судов. За последние несколько лет количество судов всех классов существенно увеличилось и точное их количество неизвестно из-за отсутствия контроля. Большинство судов не сдает скопившиеся хозяйственно-бытовые и нефтесодержащие воды отходы на специальные пункты, а сбрасывает их прямо в озеро (что запрещено). Основная причина в том, что пунктов приема вод на переработку на озере крайне мало и владельцы судов оказываются в безвыходном положении. Одним из решений проблемы стала бы установка на суда очистных сооружений. Такое постановление президент России подписал ещё в 2010 году. Но фактически оно до сих пор не выполняется в связи с большими затратами на модернизацию. Другое решение – запуск большего числа судов, принимающих балластные воды на переработку.
2. Широкомасштабные незаконные рубки леса, в том числе и в водосборном бассейне озера. Лес вывозится в Китай. Масштабные лесные пожары. Плохо отлажена система мониторинга лесных пожаров: недостаточное финансирование, отсутствие информации и эффективного руководства часто препятствуют противопожарной службе добраться до очага вовремя. Между тем, от сохранения лесов напрямую зависит состояние озера. Лес поддерживает полноводность рек, впадающих в Байкал, сохраняя пополняемость воды и стабильность уровня озера, а корни деревьев предотвращают эрозию почв.
3. Утечка токсичных соединений с промплощадки и шламонакопителей Байкальского ЦБК. Промплощадка не рекультивируется, отходы БЦБК до сих пор создают угрозу экологической безопасности Байкала, проблема ликвидации накопленного ущерба решается медленно. Отходы комбината размещены на берегу. В случае разрушения хранилищ миллионы тонн отходов могут попасть в озеро.
4. Неконтролируемый массовый туризм. В непосредственной близости от Байкала и его притоков проживает более 80 тысяч человек, плюс ежегодно приезжает до миллиона туристов. Только по официальным данным, на берегу Байкала расположено более 1,5 тыс. турбаз и гостиниц. Бытовые стоки из них поступают прямо в озеро. Также, большое количество туристов предпочитают отдых «дикарем». В некоторых местах подверженная эрозии почва не выдерживает больших потоков людей и превращается в пустыню. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что предприниматели из Китая неконтролируемо, в больших количествах, скупают земли на Байкале и застраивают их мини-гостиницами и хостелами для туристов из КНР.
5. Слабо налажена система сбора, вывоза и переработки бытового мусора. Очистка от бытовых отходов в близлежащих к Байкалу городах и селах проходит крайне неудовлетворительно, в отдельных случаях она и вовсе отсутствует. В результате массового неорганизованного и безнадзорного туризма большое количество мусора остается на берегах, а затем неизбежно попадает в озеро. По некоторым данным в год с Байкальской природной территории вывозится более 100 млн т отходов.
6. Массовая передача в собственность или аренду земельных участков на берегу Байкала, их бессистемная застройка. Ситуацию усугубляет программа «дальневосточного гектара».
7. Недостаточный постоянный научный мониторинг и недостаточное финансирование исследований Байкала: научные работы ведутся в недостаточном объеме, теряется опыт, не взращиваются новые кадры. Необходим совместный экологический мониторинг на базе всех имеющихся разработок и стратегическое планирование управления водными ресурсами.

Практический результат

Выполнение ниже указанных мер приведет к следующим положительным изменениям: улучшение экологической обстановки в районе озера Байкал, уменьшение антропогенной нагрузки на озеро, сохранение объекта всемирного наследия, улучшение качества жизни местных жителей, сохранение редких и эндемичных видов животных и растений, улучшение имиджа РФ на международном уровне, как страны способной ответственно обращаться и сохранять объекты всемирного наследия.

Решение

1. Проведение стратегической оценки допустимых воздействий на водный режим оз.Байкал, включая оценку влияния ГЭС и допустимого и безопасного для экологии озера объема забора водных ресурсов.
2. Рассмотрение вопроса о включении Таловских болот с прилегающими территориями в перечень особо охраняемых природных территорий ввиду их уникальной значимости для Байкала и для миграции птиц (южная оконечность, пологий берег, позднее замерзание, ранний сход льда, доступ к воде), в том числе и редких (10-15 видов занесены в Красную книгу Иркутской области, около 5 видов – в Красную книгу РФ).
3. Ограничение максимальной доли участия иностранного капитала в строительстве любых объектов на озере Байкал тридцатью процентами от уставного капитала.
4. Обеспечение участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений на самых ранних этапах рассмотрения, обеспечение проведения реальных общественных обсуждений с привлечением независимых экспертов и местных жителей.
5. Рассмотрение вопроса о введении сбора с любого промышленного или рекреационного объекта на Байкале, направляемого на устранение последствий антропогенной нагрузки на озеро.
6. В целях снижения ущерба побережью проработка схемы концентрации любых разрешенных производств в оборудованных для этого местах.
7. Недопущение бессистемного строительства объектов размещения туристов в границах ЦЭЗ. Определить несколько приоритетных точек развития туризма и развивать соответствующую инфраструктуру в этих точках. В остальной зоне развивать только экологический туризм с современной эко инфраструктурой.
8. Недопущение сокращения ЦЭЗ.
9. Рассмотрение вопроса о создании единой комплексной системы управления Байкалом и Байкальской природной территорией, предусматривающей государственный и общественный надзор, мониторинг, а также объединение наработанной исследовательской базы институтов, занимающихся мониторингом Байкала и прилегающих территорий, и поддержку их взаимодействия.
10. Обнародование Минприроды России отчетов о фактически проделанной работе по Сохранению озера Байкал с 2012 г. и расходованию финансовых средств по ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской Природной Территории на 2012-2020 годы», публикация результатов исследований, полученных на бюджетное финансирование, на сайте МПР РФ.
11. Рассмотрение решения о запрете продажи и использования одноразового пластика и бытовой химии, содержащей фосфаты, на территории ЦЭЗ.
12. Произведение оценки влияния стоков на озеро и на ее основе принятие решения о приоритетных направлениях установки современных очистных сооружений. Проведение полноценных исследований и поиск новых ориентированных на Байкал местных схем очистки. Улучшение доступа гостиничного сектора и деревень по берегам Байкала к лучшим технологиям очистки стоков.
13. Введение в эксплуатацию достаточного числа пунктов по принятию, вывозу и переработке балластовых вод и твердых бытовых отходов.
14. Усиление контроля за вырубками в водосборном бассейне озера. Увеличение финансирования противопожарной службы для лучшей борьбы с лесными пожарами.

К началу списка инициатив