Согласно ст. 19 п.5 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» больной имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством.
Однако сегодня в России сотни тысяч страдающих от боли людей не получают достаточного обезболивания. Причины этого: отсутствие адекватной государственной политики в области обезболивания; чрезвычайно строгие правила, по которым сильные обезболивающие лекарства назначаются, хранятся и продаются; недостаточная номенклатура опиоидных анальгетиков и отсутствие морфина короткого действия в таблетках и жидкости для перорального приема; завышенная стоимость пероральных и трансдермальных лекарственных форм; недостаточная грамотность медицинских работников в области назначения опиоидов для лечения острой и хронической боли; «опиоидофобия», а также уголовная ответственность для врачей за малейшие нарушения при назначении и использовании таких лекарств. В результате, люди, страдающие от сильнейшей боли, не могут получить лекарства, на которые они имеют полное право по медицинским показаниям.
В России в 2012 году 284815 человек умерли от рака. Злокачественные новообразования занимают второе место в России по причинам смертности. По данным ВОЗ 90-100% больных испытывают сильные боли на поздних стадиях этой болезни. Кроме этого эффективное обезболивание требуется людям с инфарктом миокарда, ишемической болезнью сердца, пациентам травматологических и хирургических отделений - миллионы людей ежегодно страдают от боли средней или сильной степени. Почти всем из них можно помочь, если применять опиоидные анальгетики, замены которым на сегодня не существует.
По данным международного комитета по контролю над наркотиками в России назначается и используется менее 200 разовых доз опиоидных анальгетиков на миллион человек в сутки, когда как в странах Европы этот показатель колеблется от 2000 до 20000. В 2008 году Россия стояла на 93 месте в мире по медицинскому потреблению морфина на душу населения. Это говорит о низкой доступности наркотических анальгетиков для медицинских целей.
За последнее десятилетие строгость регулирования постоянно возрастала, появлялись новые, всё более строгие законы, правила, требования и инструкции. В результате современной России легальное потребление опиоидов на душу населения снизилось в 3 раза, а потребление морфина – в 8 раз по сравнению с 1992 г.
Кроме того, в России отсутствует необходимые лекарственные формы морфина короткого действия, которые включены в Минимальный список незаменимых лекарственных средств ВОЗ, а также оксикодон, рекомендованный ВОЗ и Международной ассоциацией хосписной и паллиативной помощи (IАНРС).
В аптеках, особенно в регионах, часто может не быть нужных препаратов, так как лицензии на торговлю такими препаратами есть только у немногих аптек. При этом больной, прикреплённый к одной конкретной аптеке, не имеет возможности купить назначенное ему лекарство в другой аптеке.
Приказ Минздравсоцразвития «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств» (от 12 февраля 2007 года) запрещает перевозить наркотические анальгетики сотрудникам хосписов, посещающим пациентов на дому. Анальгетик больным можно купить только в той аптеке, к которой прикреплена поликлиника по месту жительства. И только по рецепту с двумя подписями — лечащего врача и главного врача. Срок действия такого рецепта — пять дней.
Крайне строгие правила по контролю за наркотическими препаратами призваны снизить уровень наркомании и тем самым направлены на улучшение общественного здоровья. Однако из-за этих мер огромное количество людей не может получить обезболивание, что только увеличивает смертность и страдания больных.
По оценкам ООН Россия потребляет 21% мирового героина, при этом огромные ресурсы различных ведомств направлены на ограничение и регулирование жизненно необходимых в медицине лекарств, доля которых в незаконном обороте наркотиков несущественна. Большинство медицинских обезболивающих не представляет интереса для наркоманов по причине их дороговизны или слабости наркотического действия.
Излишне строгие меры регулирования однозначно мешают оказывать медицинскую помощь сотням тысяч людей. Обезболивание онкологических и послеоперационных больных зачастую представляет почти неразрешимую бюрократическую проблему. Действующие сейчас в России правила по обороту медицинских наркотиков являются одними из самых строгих в мире.
Решения по усилению регулирования принимаются чиновниками в России без обоснования целесообразности, без научной и общественной экспертизы, непрозрачно, без оценки соотношения вреда для общества и потенциальной общественной выгоды от введения запретительных мер. При этом нет каких-либо законов, гарантирующих доступность обезболивающих средств, и нет каких-либо государственных органов, контролирующих доступность обезболивания для пациентов. В результате подобных непродуманных действий и негуманной политики, больные в России обречены на сильную боль и страдания, что может квалифицироваться как жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, нарушающее права больных на достоинство личности, охраняемое ст. 21 Конституции РФ. А меры, якобы направленные на снижение наркомании, на таковую не оказывают значимого влияния, но явно вредят большой части общества, которые никогда бы не стали злоупотреблять медицинскими анальгетиками, но которым они требуются или могут потребоваться в будущем в случае несчастных случаев, заболеваний, операций и т.п.
Государство должно принять комплекс неотложных мер, в результате которых все люди, которым требуется обезболивание, смогут его получить:
1. Определить государственный орган, ответственный за наличие и доступность опиоидных анальгетиков для медицинских целей.
2. Разработать государственную стратегию в области лечения боли опиоидными анальгетиками в соответствии с рекомедациями ВОЗ по обеспечению сбалансированности национальной политики в отношении контролируемых веществ.
3. Внести поправки в закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», гарантирующие доступность наркотических средств для медицинских целей и увеличивающие срок действия рецепта на наркотические анальгетики.
4. Проанализировать ведомственные инструкции, правила, местные подзаконные акты и иные документы, прямо или косвенно ограничивающие доступность опиоидных анальгетиков, и исключить из них излишне строгие ограничения.
5. Упростить порядок назначения опиоидных анальгетиков, упростить порядок их получения на дому и в стационаре, обеспечить врачей (в т.ч. врачей экстренных служб и хосписов) и пациентов данными препаратами в необходимых лекарственных формах, в достаточном количестве и на необходимый курс лечения во время операций, в послеоперационном периоде, а также всех больных с острой и хронической болью.
6. Упростить нормы по контролю за опиоидными анальгетиками, имеющими низкий потенциал незаконного использования, и не подлежащих строгому регулированию в других странах. К таким анальгетикам в России относится, в частности, трансдермальный фентанил в пластырях, который сейчас подлежат строгому поштучному учёту.
7. Увеличить количество лекарственных форм опиоидных анальгетиков, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) добавив в него: морфин короткого действия (морфин сульфат) в таблетках в дозе 10 мг и в жидкости для перорального приема (морфин гидрохлорид или морфин сульфат) в дозе 10 мг/5 мл, а также фентанил в форме назального спрея и буккальных таблеток. Внести в Перечень ЖНВЛС препараты оксикодона и гидроморфона.
8. Максимальное количество опиодного анальгетика, выписанного в одном рецепте, должно определяться количеством дней лечения (например, на 15 или 30 дней).
9. Отменить установленные приказами ограничения на дозы. Дозы должны определяться только врачом и основываться на индивидуальных потребностях пациента.
10. Разработать критерии адекватной потребности в опиоидных анальгетиках для лечения острой и хронической боли.
11. Объективным критерием адекватного обезболивания должен стать уровень потребления опиоидов с медицинской целью.
12. Отменить прикрепление пациента к конкретной аптеке, чтобы в случае отсутствия необходимых лекарств в этой аптеке была возможность приобрести их в другой.
13. Разработать клинические рекомендации лечения острой и хронической боли в соответствии с рекомендациями ВОЗ.
14. Обучить медицинских работников современным методам лечения острой и хронической боли (таких, например, как контролируемое пациентом обезболивание), критериям оценки обезболивания.
15. Пересмотреть государственную политику регулирования цен на опиоидные анальгетики с целью их снижения, развивать производство недорогих отечественных препаратов этой группы.
Практический результат
Все пациенты, которым требуется обезболивание, будут получать его быстро и в полном объёме. Врачи смогут без боязни уголовного преследования назначать обезболивающие в необходимом пациенту количестве. Смертельно больные люди получат право на достойное завершение жизни, свободное от страданий. Пациенты смогут получать послеоперационное обезболивание в соответствии с современными международными стандартами.
Люди не будут страдать от боли из-за бюрократических сложностей, а борьба с наркоманией не будет мешать тяжело больным людям получать необходимые им лекарства.