С 1989 года одна часть жителей блокадного Ленинграда безосновательно дискриминирована по отношению к другой, то есть, имеет место факт социальной несправедливости, источником которой является ограничение 4 месяца в действующем Положении о знаке "Жителю блокадного Ленинграда", которое утверждено Решением Исполкома Ленинградского городского совета народных депутатов от 23 января 1989 года № 5.
При этом, говоря о социальной справедливости, представляется необходимым обратиться к правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан, должна отвечать установленным Конституцией РФ критериям, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (ст.19), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели (ч.3 ст.55), а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Поскольку дискриминация находившихся в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде граждан СССР, которые в настоящее время являются гражданами Российской Федерации, по времени выживания в блокаду ничем не обоснована, не оправдана, не преследует конституционно значимые цели, её следует признать противоречащей Конституции РФ.
Также следует обратить внимание на противоречие названия знака "Жителю блокадного Ленинграда" существующим критериям его вручения. Таким образом в действующее законодательство внесено противоречие на уровне русского языка.
Многократно повторяющийся отказ со стороны ответственных лиц решать эту проблему породил ситуацию, имеющую признаки социальной розни, о чём свидетельствуют публикации в средствах массовой информации и обращения граждан, а также активность пользователей Интернета в социальных сетях.
Необходимость устранения необоснованной дискриминации части жителей блокадного Ленинграда была неоднократно указана в пояснительных и иных сопроводительных документах к проектам законов как на региональном, так и на федеральном уровнях, ни один из которых не был принят несмотря на неоднократные обоснованные обращения граждан.
В частности, в Решении № 2708 Постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 5-го созыва от 14 марта 2013 года Протокол № 9, п.4 о проекте закона Санкт-Петербурга "О вручении знака "Жителю блокадного Ленинграда" сказано:
"Отметить, что все граждане, родившиеся в блокадном Ленинграде, должны получить статус жителя блокадного Ленинграда.".
Решение вопроса постоянно направляется с регионального на федеральный уровень, где уже неоднократно было отклонено по типовой схеме (см. законопроекты 187643-5 и 332773-6, 689881-7). Одновременно, Постановление уставного суда от 01 ноября 2007 года № 006/07-П указывает, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Правительство Санкт-Петербурга имеют полномочия признавать утратившими силу полностью или частично решения Ленинградского городского совета народных депутатов, если предметные области этих решений теперь находятся в их компетенции. Но упомянутые органы власти данной возможностью не пользуются. Учитывая, что бюджет Санкт-Петербурга располагает достаточными средствами, чтобы обеспечить выполнение социальных обязательств в случае признания утратившим силу Положения о знаке "Жителю блокадного Ленинграда" в части антиконституционного ограничения 4 месяца, присутствуют очевидный необоснованный отказ от решения вопроса на региональном уровне и признаки сговора неустановленных должностных лиц на всех уровнях.
К вышесказанному надо добавить, что даже незамедлительное положительное решение описанной выше проблемы не компенсирует в полной мере недополученное дискриминированными жителями блокадного Ленинграда социальное обеспечение за весь период его отсутствия.
Практический результат
Все жившие в блокадном Ленинграде граждане СССР, являющиеся гражданами Российской Федерации, получат право на вручение им знака "Жителю блокадного Ленинграда" и право на соответствующее социальное обеспечение.
Будет устранена социальная несправедливость и ликвидирована необоснованная дискриминация части жителей блокадного Ленинграда.
Будет устранён имеющий место социальный конфликт, наличие которого подтверждено публикациями в средствах массовой информации и обращениями граждан в органы власти, а также активностью пользователей сети Интернет.
Дополнительные материалы
Положение о знаке "Жителю блокадного Ленинграда"
Решение № 2708 Постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 5-го созыва от 14 марта 2013 года Протокол N 9, п.4 о проекте закона Санкт-Петербурга "О вручении знака "Жителю блокадного Ленинграда"
Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 01 ноября 2007 года № 006/07-П