Корневая проблема экономики заключается в том, что сами деньги – это везде костыль спекуляции на качестве работы: плохое качество продукции держится на низких ценах при спросе от бедного населения на ширпотреб.
Разрушение экономики началось с прихода к власти Хрущева, когда в модель организации производства пришли понятия «рентабельность и прибыльность» предприятия - они повлекли за собой печальные последствия: издержки стали сокращать на качестве сырья, на заработной плате, на качестве выпускаемой продукции.
Есть математическая Модель Василия Леонтьева межотраслевого баланса в натуральных ресурсах, хоть в ней автор и не закладывал воспроизводство промышленных мощностей и кадров, её можно взять за принцип – в ней можно точно видеть, сколько каких натуральных ресурсов надо направить каждому субъекту для максимального развития всей страны, но экономика на рыночных ценах и деньгах искажают в ней все распределение, поэтому экономика России будет болеть и служить сырьевым придатком для транснациональных корпораций. В итоге денежная масса постоянно перетекает спекуляциями по распределению Парето: 20% субъектов всегда захватывает 80% ресурсов, а в реальности дисбаланс еще круче.
Даже если банки своими процентами не будут высасывать средства из производителя, их высосет торговый капитал: спекулятивные издержки стоимости возникают в процессе любой торговли, поскольку именно денежно-ценовой дуплет допускает люфт цены товара и цены денег. Этим люфтом всегда будет пользоваться человеческая жадность: производители стремится сэкономить на снижении качества закупаемого сырья и качества своей работы, а потом урвать прибыль повышением цены на нормальное качество, и когда все по кругу повышают цены на копеечки – в итоге понижается покупательная способность граждан. В ответ с запозданием растут зарплаты, которые так же повышают цены конечного продукта. Получаем слабый внутренний спрос – тогда теряют смысл инвестиции для внутреннего спроса, поэтому понижается курс отечественной валюты – и становится выгодным экспорт – в результате все лучшее идет за границу, а народу России остается доступным низкое качество – и тут эксплуатация россиян капиталом, выводимым за рубеж. Эта вакханалия циклична и не разрешима методами финансов ни по Кудрину, ни по Титову. Всякий цикличный процесс просто катится в нарастание энтропии.
Чиновников подкупают деньгами, KPI не работают для чиновников и буксуют в бизнесе потому что, пока есть оценка в деньгах, она несовместима с оценкой по качеству – хитрые люди всегда ищут свою выгоду в ущерб качеству для общества.
В ответ на это возникали уже всякие предложения альтернативной экономики: там и «частные деньги, криптовалюты», и «деньги Гезеля», «банки времени», «энерговалюта» – все это слепые шараханья от неудовлетворенности денежной системой, хотя не надо большого ума понять, что время и энергия могут быть затрачены не эффективно и даже во вред. Все попытки количественных оценок стоимости спекулятивны, соблазняют производителя экономить за счет снижения качества – потому не могут претендовать на справедливость и выгодны для жульничества.
Практический результат
Если ликвидируем параметр цены – останется только параметр качества (на качестве будет основан личный рейтинг производителя) тогда все производства будут конкурировать только в росте качества, иначе им не будет места в жизни. Любой инженер при подтвержденной компетенции сможет без денег, без начального капитала создать свой завод: в натуре получить бесплатно все оборудование, сырье, материалы. В Рейтинге предприятия будет учитываться качество продукта в соответствии с ГОСТ, экологическая безопасность и безвредность для здоровья людей – производства с высоким Рейтингом смогут получать все для своего расширения – бесплатно, не надо никаких кредитов.
Поскольку в Рейтинговой экономике внутри страны все бесплатно – не будет ограничения натуральными средствами для компетентных людей, настроенных на конструктивную работу – в Россию массово будут ехать все лучшие специалисты мира, множество заброшенных провинций по всей стране будут такими, как не снилось «Силиконовой долине» – сделаем быстрое импортозамещение. В провинциях развернем масштабное малоэтажное строительство, сдавая в эксплуатацию под ключ дома за каждые 2 - 3 месяца. Строительные компании и их поставщики будут держать свой Рейтинг при стабильном периодическом заселении сданных домов – им не надо ждать денег от дольщиков или через ипотеку от бедных граждан. За Рейтинг будет обеспечение всем необходимым. Не будет обманутых дольщиков. Никому не надо переживать за банковские проценты. Удовлетворяя спрос на свои потребности, вы повышаете Рейтинг производителя, который вас удовлетворил.
Рейтинг не нужно эмитировать, как деньги, не будет содержания банковской системы, просто выдающей кредитами одни и те же деньги многократно, эксплуатируя производственные силы. Не будет обманутых дольщиков.
Тогда все аморальное (включая коррупцию, наркотики, проституцию) будет непродаваемым – пускай за натуру обмениваются, но долго так не просуществуют. Развиваться будут только производители качественного полезного продукта, а не спекулировать на получении незаслуженных денег, экономя на качестве.
Сейчас чиновник может воровать деньги – и его пользование ими остается отдельно от его репутации.
В рейтинговой экономике нечем будет спекулировать, брать взятки, не получится воровать, поскольку ворованное не продашь и рейтинг не получишь, а все ресурсы обязаны к инвентаризации – любое расхождение или необоснованное владение ими за отчетный месяц ведет к падению рейтинга хозяйствующего лица, а пользование всевозможными благами будет напрямую зависеть только от репутации (рейтинга). Теперь не надо будет искать честных людей, принцип бытия власти становится непосредственным.
При Сталине не было информационных технологий – не было критичной инвентаризационной информации, это обходилось репрессиями, но Рейтингами мы сможем наводить порядок и без репрессий: если чиновник или директор, или рабочий не оправдал соответствие новому стандарту качества своей работой – рейтинг понижается, а с ним ограничивается возможность личного потребления.
Не будет посреднического инструмента в виде денег, который обесценивается.
Можно будет ликвидировать налоговую систему, поскольку все госзаказы будут делаться за рейтинги, а не деньги – больше не нужно верстать бюджет. За низкое качество Рейтинг всегда может быть понижен. В то время как уплаченные деньги по коррупции уже не вернешь.
Каждый будет дорожить своей репутацией: будут строиться качественные дороги, соблюдаться противопожарные нормы – поскольку за все это ответственные лица будут иметь от общества высокий рейтинг – который дает заслуженные права на получение благ, а не деньги – которые сейчас дают права на блага без их заслуженности. Меньше будет техногенных катастроф и фактор стихийных рисков.
Сейчас врачи, латающие следствия, а не причины болезни, не несут ответственности за больного, во врачебной коррупции получают незаслуженные доходы от реализации фармацевтики. В медицинских ВУЗах учат не лечить, а делать из пациентов зависимых потребителей фарминдустрии. А в рейтинговой экономике врачи будут получать себе обеспечение без денег только за свой рейтинг – за реальную помощь людям, а не за количества принятых пациентов, проданных препаратов. Не надо будет собирать по телевидению пожертвования на операции.
Сейчас есть сложность доходов за авторские права, а в новой экономике такой вопрос решается рейтингом автоматически.
Так что за рост качества будет борьба и гонка, с другой стороны не будет уравниловки, как в СССР.
Каждый сможет прекратить работу (уйти на пенсию) в любом возрасте, если увидит, что его рейтинг это уже позволяет.
Обратите внимание: рабовладельческий строй прекратился потому, что использование производственных технологий стало эффективнее содержания рабов. Физическое рабство закончилось, но при росте массового производства понадобилось увеличивать денежную массу. И тут есть два пути: государственная эмиссия или банки, выдающие кредитами одни и те же деньги по кругу, образуя виртуальный рост денежной массы. Так образовалось экономическое рабство, где банки берут проценты, а остальные отдают им часть своего труда, где все государства работают за нефтедоллар.
Теперь мы можем освободиться от этого рабства, внедрив в России рейтинговую экономику, в которой больше не будет цен и денег: все бесплатно и (поэтому) качественно.
Для справедливого решения достаточно посмотреть на вещи проще: нам всем нужно качество жизни. Так и надо оценивать экономическую ценность не в деньгах или "альтернативных валютах", а прямо по качеству – это понятие многосоставное, и количества в нем – это только один из критериев для Стандартов качества. Стандарты могут расти – они нужны как измеримые метки, ниже которых опускаться в данное время уже нельзя. Технические условия (ТУ) не должны существовать. Если кто-то стал делать лучше текущего ГОСТ, значит, будет принят новый ГОСТ.
Поэтому справедливая экономика основывается не на эквивалентах количественного обмена – не на деньгах – а на Рейтинге за качество.
Решение проблемы находится в изменении социального института. Напомню, что социальный институт – это неписанное правило, принятое обществом. Если общество соберется, мы можем сделать эту замену так же реально, как в повозках были заменены лошади на двигатели. Сейчас роль лошадей выполняет денежно-ценовой институт – и выжать развитие страны с таким институтом так же абсурдно, как заставлять лошадей бежать со скоростью 100 км/ч.
Правда заключается именно в том, что пора внутри страны ликвидировать денежно-ценовой институт и заменить его на Рейтинги за качество продукта, качество работы, качество услуг. Именно заменить, а НЕ совмещать, как в Китае – т.е. доступ к товарам, к услугам внутри страны будет бесплатным и ограниченным только личным рейтингом каждого жителя страны - каждый всегда может его поднять или уронить.
В России есть группа специалистов, готовая внедрить настоящую цифровую экономику, которая внутри страны отменит вообще цены и деньги – сделаем автоматизированную систему бесплатного распределения товаров и ресурсов по личным рейтингам людей и предприятий.
Цены в экономике, как сопротивление проводников в физике: они проводят ток (деньги), но и сопротивляются ему. А совершенно безденежная экономика – это сверхпроводимость.
Россия так же сможет участвовать во внешней торговле как единый субъект, если сделать Внешнеторговый Фонд (например, ВЭБ) а внутри России все будут бесплатно взаимодействовать с этим фондом.
Рейтинг персонифицирован, поэтому не имеет ничего схожего с деньгами: его нельзя отдать, обменять, он не расходуется при приобретениях, он просто дает право получать долю Валового Натурального Продукта страны.
В магазинах кассы будут считать не деньги, а запрашивать из Баз Данных разрешение потребителю просто забрать товар, насколько его рейтинг позволяет.
Люди не будут ставить баллы друг другу – они будут просто пользоваться продуктом-услугой или не пользоваться: вам нравится продукт – вы его берете, не нравится – не берете. За других вы ничего не решаете. А информационная система посчитает количество взявших и соответствие товара ГОСТу – и на этом выставит рейтинг производителю – в итоге у каждого субъекта рейтинг будет зависеть от реакции всего общества по подтвержденному потреблению, а не от одного человека – не получится ставить себе фальшивый рейтинг сговорившейся группой.
Качество определяется по ГОСТ – он уже известен потребителю, технические параметры должны выдержать инженеры ОТК, но они могут смухлевать – значит, продукт будет служить не так, как известно потребителю – эта оценка от потребителя пойдет на рейтинг и производителя, и инженеров ОТК. Система оценки качества не принадлежит целиком одним рукам.
Наилучшие результаты качества будут ежемесячно заноситься в базу обновления стандартов. Все лучшие технологии можно будет перенимать бесплатно – их передача и распространение повысит рейтинг автора.
Нужно только принять переход к этой экономической технологии на уровне федерального законодательства, для этого сделаем Всероссийское движение "Рейтинговая экономика России", которое можно найти запросом в Яндексе.