В первую очередь необходимо понимать, что пенсионное обеспечение – задача государственной важности. Освобождение умудрённых жизненным опытом людей от повседневной суеты и «производственной» деятельности для добывания «куска хлеба» – важнейшее условие для обеспечения будущих успехов в сферах здравоохранения, образования и науки, для сохранения природных ресурсов и поддержания обороноспособности России. Далее по тексту механизм такого воздействия будет объяснён, на этой же стадии необходимо констатировать, что расходы на все означенные выше направления закладываются в государственный бюджет. Совокупная величина всех расходов (как и доходов) государственного бюджета превышает 16 триллионов рублей в год, причём эта цифра не включает расходы (и поступления) пенсионного фонда РФ, составляющие ещё около 8,5 триллионов рублей.
При этом ежегодная экономия «бюджетных» средств при повышении пенсионного возраста, которое предложено Правительством РФ, в пятилетней перспективе может достичь лишь 370-400 млрд. рублей в год. То есть около 2% от государственного бюджета или 1,6% от государственного бюджета объединённого с пенсионным фондом.
Так вот, предложение гипотетически «сэкономить» эти 1,6-2% посредствам увеличения пенсионного возраста несёт в себе угрозу обесценивания колоссальных затрат государственных средств на другие направления. Так, например, сохранение и повышение обороноспособности страны возможно только при наличии достаточного количества физически и психически здоровых людей, любящих свою Родину и Отечество. Также для обороноспособности важно поддерживать высокий уровень инженерного образования и интеллектуально-творческий потенциал людей. Всё это тесно связано с общественно полезной реализацией уникального потенциала пожилых людей, а следовательно – с пенсией и пенсионным возрастом.
Всем известна польза чистого воздуха, натуральных продуктов питания и физической активности для здоровья человека. Особенно важны эти факторы для роста и развития детского организма, ведь в детские годы закладывается «фундамент» здоровья на всю последующую жизнь. Но большинство детей в нашей стране круглогодично живут в крупных городах или ближайших пригородах, которые уже утратили размеренный сельский уклад жизни, девственные просторы природы и традицию ведения натурального приусадебного хозяйства. Многие мальчики и девочки школьного возраста даже не пробовали настоящего парного молока, не видели как доят козу или корову. Зато родители таких детей, проводящих большую часть времени в детских садах, школах и группах продлённого дня, знают ассортимент многочисленных аптек и регулярно обращаются за медицинской помощью.
Положительное воздействие на здоровье ребёнка, которое оказывает пребывание в экологически чистых условиях сельской местности и питание натуральными продуктами, выращенными на собственном огороде, трудно переоценить. Что же мешает современным родителям отправлять детей на лето в деревню к дедушке с бабушкой? В большинстве случаев – отсутствие живущих в деревне дедушек и бабушек.
Детство в сельской местности – это не только физическое здоровье подрастающего поколения. Это воспитание любви к Родине и Отечеству, формирование исследовательских навыков и развитие творческих способностей.
Любить можно только то, что ты знаешь. Любовь к Родине начинается с купания в реке, лазания по деревьям, сбора яблок в саду и созерцания полей, простирающихся до горизонта. Живой контакт с родной природой даёт человеку силы и желание защитить её. Только обладая этим внутренним богатством человек может стать надёжным защитником своей Родины.
Любовь к Отечеству также начинается с детства, с любви к своим дедам, их образу жизни, языку, на котором они говорят. Всё это формируется путём живого общения между детьми и представителями старшего поколения. Такое общение должно включать в себя игры и рассказы, совместные прогулки и путешествия, обучение ручному труду.
Исследовательские навыки у ребёнка также формируются в контакте с природой и при наблюдении за деятельностью старших. Компьютерные игры, видеопродукция и различные «развивающие» приспособления заведомо сужают спектр возможных сочетаний и взаимодействий, а зачастую и намеренно искажают представления о причинно-следственных связях и природе вещей. Именно поэтому настоящий изобретательский талант может быть сформирован только при взаимодействии растущего и развивающегося человека с природой под присмотром внимательных и любящих представителей старшего поколения.
Общественный порядок, мирное и справедливое взаимодействие меду людьми – основа устойчивости общества и государства. Алгоритмы такого взаимодействия также вырабатываются в детском возрасте. Вполне очевидно, что значительная часть кинематографической продукции, литературных произведений и компьютерных игр, к сожалению, способствуют выработке ошибочных стереотипов и деструктивных поведенческих навыков. Лучшим способом предотвращения общественно опасных (преступных) действий является своевременное проведение воспитательной работы, формирование созидательных нравственных идеалов. Такую работу с молодёжью могут и должны проводить представители старшего поколения как в ходе бытового общения, так и в рамках деятельности творческих обществ, кружков по интересам.
Даже сейчас, при нынешней «планке» пенсионного возраста в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, многие граждане России (особенно – мужчины) не доживают до пенсии, а среди тех, кому это удалось, большое число людей подорвавших своё здоровье за годы трудовой деятельности. Часто эти люди сами нуждаются в уходе и не могут обеспечить надлежащую заботу о внуках, вести самостоятельное хозяйство в сельской местности или заниматься активной общественной деятельностью.
Доля городского населения в России, как и в других странах интенсивно росла на протяжение второй половины XIX и всего ХХ века, продолжает расти и сейчас. Большинство современных дедушек и бабушек – городские жители. У многих семей нет своего загородного дома и средств для его приобретения, а для большинства тех, кто имеет такую финансовую возможность, проблемой является отсутствие опыта ведения сельскохозяйственной деятельности, необходимых знаний и навыков. Эту ситуацию необходимо в корне изменить для сохранения уникальной культуры Русского народа, экологического благополучия и территориальной целостности России.
Столь же острой является проблема недостаточной вовлечённости людей старшего поколения в общественную жизнь и воспитательную работу с подрастающим поколением. Человеку старше 50 лет сейчас трудно найти даже работу по своей прямой специальности, несмотря на наличие большего по сравнению с молодыми соискателями опыта. Этот факт отчасти можно объяснить тем, что работодатели опасаются возрастных проблем со здоровьем у своих сотрудников, чреватых внеплановыми остановками производственного процесса. Само по себе это говорит об ожидаемом состоянии здоровья людей старше 50 лет и недопустимости повышения пенсионного возраста. Но в поведении работодателей есть и второй мотив: в большинстве случаев от соискателя требуется готовность к сверхурочной работе, неравномерной загрузке рабочего времени – именно этого трудно добиться от сотрудников пожилого возраста. Но здесь необходимо отметить, что сам по себе рваный ритм производственных процессов, возникновение авральных ситуаций, зачастую является следствием недостаточного практического опыта у сотрудников руководящего уровня, отсутствие консультантов и советников, способных предупредить возникновение таких ситуаций.
Желающим же работать людям старшего поколения чаще всего доступны такие вакансии, как сторож, уборщица, консьерж – то есть заведомо низкооплачиваемые и не престижные. Именно низкий социальный статус таких профессий критически снижает воспитательную роль пожилых людей. Дети, подростки и молодые люди в большинстве своём не склонны воспринимать советы и замечания от людей, которые имеют низкий уровень материального благосостояния.
Учитывая выявленные проблемы для эффективного использования жизненного опыта, мудрости и способностей пожилых людей необходимо принять целый ряд мер.
Практический результат
1. Повышение воспитательной роли пожилых людей и их вовлечённости в принятие общественно-значимых решений.
2. Обеспечение возможности гибкого распределения средств пенсионного фонда в интересах государства и общества.
3. Обеспечение условий для возрождения сельских населённых мест, сохранения народной культуры и традиций.
4. Укрепление здоровья жителей России, начиная с детского возраста.
5. Обеспечение условий для патриотического воспитания детей и молодёжи.
6. Обеспечение условий для развития творческих и познавательных способностей у детей, а следовательно и для повышения качества профессионального образования всех уровней.
7. Повышение уровня нравственности и взаимопонимания в обществе, ведущее к снижению количества общественно вредных деяний.
В результате всего перечисленного существенно повысится эффективность вложений в оборону, здравоохранение, образование, науку и охрану правопорядка.