Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального собрания России письмом от 28.06.2013 № 3690п-п8 во исполнение Распоряжения от 28.06.2013 № 1093-р внесен законопроект № 305828-6 "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ссылка на законопроект и сопутствующие документы - http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=305828-6).
Указанный законопроект предполагает:
1. создание общественно - государственного объединения "Российская академия наук" (далее - "Российская академия наук") с последующей ликвидацией Российской академии наук (РАН), Российской академии медицинских наук (РАМН) и Российской академии сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемия), а также передачей Российской академии образования (РАО), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии художеств (PAX) с учетом их отраслевой направленности в ведение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;
2. дополнительное выделение из федерального бюджета суммы в размере 514,24 млн. руб. на проведение реорганизации;
3. ликвидируются региональные отделения и региональные научные центры РАН;
4. упраздняется звание член-корреспондент и всем членам объединяемых РАН, РАМН и РАСХН присваиваются звания академиков РАН;
5. создается Агентство по управлению госимуществом научных институтов и отчуждаются все имущество и ресурсы РАН.
Большая часть научного сообщества России и здравомыслящих граждан должна выступить против указанной инициативы, потому что:
1. Законопроект вносится в спешке без какого-либо общественного обсуждения. Законопроект, затрагивающий коренные основы организации академической науки, подготовлен в полной тайне от научного сообщества.
2. Предлагаемый закон является крайне радикальным, поскольку переводит РАН из государственной научной организации в совершенно неопределенную «общественно-государственную» форму;
3. Законопроект уничтожает региональные отделения и региональные научные центры РАН, которые являются координирующими органами развития академической науки на территориях субъектов РФ, что подрывает их социально-экономическое развитие;
4. Внесенная система новых званий размывает и девальвирует сложившуюся систему академических званий;
5. Создается коррупционногенное Агентство по управлению госимуществом научных институтов, при этом аналогичная система управления высшими учебными заведениями не реформируется;
6. РАН, как структура уничтожается, создается общественный клуб;
7. РАН, потребляет 20 % бюджетных средств гражданского сектора науки и обеспечивает до 60 % российской научной продукции во всех ее проявлениях, доминируя в публикациях, индексах цитирования и других показателях. Общественный клуб "РАН" это сделать не в состоянии, так как не обладает системой целеполагания, достаточной структурированностью и выстроенной моделью управления;
8. Ученые РАН против указанного законопроекта, уже направили соответствующие заявления в адрес Президента РФ и депутатов ГД РФ.
Учитывая очевидную "вредность" законопроекта как непроработанного документа, предлагается его не принимать, либо в случае принятия на его основе Закона - отметить данный Закон.
Практический результат
1. Сохранение Российской Академии Наук, как высшей научной организации Российской Федерации, ведущего центра фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук;
2. Отсутствие негативных воздействий на процессы развития академической науки, направленные в том числе на обеспечение выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 599 и положений Послания Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2012;
3. Экономия 514,24 млн. руб. вследствие отсутствия необходимости проведения реорганизаций;
4. Не нарушаются положения преамбулы Конституции РФ и ст. 44 Конституции РФ (определяющей свободу научного творчества).
Дополнительные материалы