Принимая Конституцию 12 декабря 1993 года, многонациональный народ РФ выразил следующее отношение к основополагающим принципам государственного управления энергетикой:
«Статья 71.
В ведении Российской Федерации находятся:…и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения…».
«Федеральные энергетические системы» включены в сферу исключительного ведения РФ, в которой народ России в лице федеральных органов должен обладать всей полнотой государственной власти для защиты собственных интересов.
К исключительному ведению РФ отнесено лишь то, что необходимо и достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, распространяемого на всю ее территорию, для защиты прав и свобод каждого человека: защита Конституции, права и свободы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, оборона, внешняя политика, вопросы собственности и управления, в которые включено и управления федеральными энергосистемами.
Вопросы первостепенной важности выделены в Конституции, чтобы обеспечить единое правовое регулирование в сфере экономики и социального развития, создать условия для решения задач государства в масштабе всей страны.
В их отношении приняты отдельные законы и подзаконные акты, позволяющие разобраться, как защищаются интересы народа.
Исключение - федеральные энергетические системы.
В законодательстве России есть ряд определений «электроэнергетической системы», но на их основании невозможно точно установить правовой режим «федеральных энергетических систем».
Органам, осуществляющим правоприменительную деятельность, защитить интересы граждан и государства в соответствии с п.и) ст.71 Конституции возможно лишь по косвенным признакам.
Поэтому Правительство РФ в 1999 году, в преддверии намечающейся реформы электроэнергетики, распоряжением № 1904-р внесло в Государственную Думу РФ законопроект № 99000058-2 «О федеральных энергетических системах».
Исходя из него, федеральными энергосистемами являются: федеральные электроэнергетическая система, система газоснабжения, системы нефтеобеспечения и нефтепродуктообеспечения, система углеснабжения.
Из пояснительной записки Правительства РФ к проекту «…возникают различные подходы к определению понятия "федеральные энергетические системы" и делаются попытки его трактовки, исходя из групповых интересов заинтересованных субъектов. В основу таких определений закладываются или технологическая общность, или форма собственности, или то и другое с учетом региональных интересов. При этом, как правило, не учитываются общенациональные, федеральные интересы и, прежде всего, интересы энергетической безопасности государства, а также отдельных групп потребителей топливно-энергетических ресурсов».
Это последняя попытка Правительства установить соответствие Конституции намеченных преобразований и, если не скорректировать реформы, то хотя бы очертить пределы «ведения» государства в вопросах функционирования «федеральных энергетических систем», за особый режим управления которыми голосовал в 1993 году народ России.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы законопроект отклонила.
Законопроект требовалось доработать.
Цитата из заключения: "полномочия федеральных органов исполнительной власти с точки зрения защиты права собственности, должны быть достаточно ограниченными"(см. Пояснительную записку).
Каким образом, из части 2 статьи 8 Конституции, определяющей, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» следует, что полномочия государства в отношении одной из форм собственности должны быть "достаточно ограниченными"?
Правовой режим и понятие "федеральных энергетических систем", отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению России, не установлены.
Необходимо устранить существующий нормативный пробел.
Практический результат
Выполнение Основного закона России.
Защита интересов граждан России в основной сфере народного хозяйства России - энергетике.
Дополнительные материалы