Значительный период времени, прошедший с момента принятия закона «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», позволил обобщить опыт и эффективность функционирования Банка России и выявить слабые места в существующем законодательстве.
Фактически в настоящее время сложилась ситуация при которой:
- золотовалютные резервы (ЗВР) находящиеся в Банке России не принадлежат Российской Федерации посредством запрета собственнику распоряжаться своим имуществом без разрешения пользователя;
- ЗВР Банка России вкладываются в государственные облигации других стран и хранятся в валютах других стран, причем под мизерным процент, так например доходность от размещения ЗВР в долларах США составляет 0,78% годовых, Евро 1,71% годовых, что в свою очередь говорит о неэффективности использования ЗВР, а это противоречит статьи 4 пункта 7 действующего закона о необходимости эффективно управлять ЗВР;
- эмиссия российского рубля в основном происходит за счет операций на валютной бирже, существует зависимость и жесткая привязка денежной массы внутри России и валютной массы (преимущественно долларов США), которую Россия получает извне. В итоге денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального функционирования, а столько, сколько долларов лежит в Центральном банке. Сколько долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных российских рублей. То есть вся экономика России искусственно поставлена в прямую зависимость от экспорта (в основном природных ресурсов).
В связи с вышеизложенным и основываясь на пункте «г» статьи 114 Конституции Российской Федерации (Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью) и в соответствии с частью 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации (защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти), проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) предлагается:
- установить, что некоторые функции и полномочия (кроме защиты и обеспечения устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти) Центральный банк Российской Федерации осуществляет совместно с Правительством Российской Федерации;
- полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, включая золотовалютные резервы, Центральный Банк Российской Федерации осуществляет совместно с Правительством Российской Федерации;
- эмиссия рубля осуществляется посредством механизма кредитования банковой системы (по низким процентным ставкам), что в свою очередь позволит стимулировать, как развитие банковской системы, так и развитие отечественного малого и среднего бизнеса. Механизм кредитования и процентная ставка определяется Правительством Российской Федерации;
- управление золотовалютными резервами, как федеральной собственностью, предлагается осуществлять в соответствии с критериями установленными Правительством Российской Федерации, а именно посредством определения и выбора иностранных валют на основе их доходности, доли иностранных валют в объеме ЗВР, а также посредством принятия решения о инвестировании их в отечественное производство (исходя из положений Бюджетного послания о бюджетной политике на 2013-2015 годы);
- Государственной Думе Российской Федерации предлагается принимать Постановление об установлении предельных величин затрат на участие в капиталах и деятельности международных организаций.
Предлагаемые изменения основываются на положении пункта ж статьи 71 Конституции Российской Федерации (В ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки), а также положении пункта «г» статьи 114 Конституции Российской Федерации (Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью), следовательно, вносимые изменения в части расширения полномочий Правительства Российской Федерации, не повлекут за собой изменения в Конституцию Российской Федерации, в части положений о Центральном Банке Российской Федерации.
Практический результат
Указанные изменения позволят повысить эффективность управления золотовалютными резервами, укрепить статус российского рубля и снизить привязку к доллару США, стимулировать систему кредитования и развития отечественного предпринимательства. Вырастет ВВП и уровень доходов населения, снизится инфляция и зависимость от иностранных инвестиций. Россия станет экономически суверенной страной.