21 июня 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил внести поправки в Конституцию, чтобы объединить Верховный (ВС) и Высший арбитражный (ВАС) суды России. Соответствующий законопроект Владимир Путин поручил разработать своей администрации. А парламенту он предложил обсудить эту инициативу уже в осеннюю сессию.
Как многие могут убедиться (в частности, здесь: http://www.vedomosti.ru/politics/news/13377911/putin_predlozhil_obedinit_vysshij?full#sel=) данное предложение вызвало удивление у многих экспертов, особенно в части целесообразности реализации данной меры.
Вне всякого сомнения, на сегодняшний день Арбитражное судопроизводство в нашей стране шагнуло намного вперед с точки зрения четкого соблюдения процессуального законодательства и справедливого вынесения судебных решений. Арбитражная законодательная база в России на сегодняшний день является хорошо проработанной и "сырых" законов здесь достаточно мало.
В то же время, дела общей юрисдикции (уголовные, административные и прочие), подпадающие в конечном итоге и под рассмотрение Верховного суда РФ, в последнее время, вызывают если не скандалы, то нарастающее недовольство гражданского общества.
Скандальные судебные процессы последнего времени: дело предпринимателя Алексея Козлова; Болотное дело; дело Приморских партизан (где ВС несколько раз отменял решения, принятые судом присяжных); бесчисленные дела, где кандидаты в депутаты снимались с избирательной кампании из-за "фантастических" графологов, успевающих проверять тысячи подписей за несколько часов (см. недавнее дело Леонида Волкова: http://leonwolf.livejournal.com%2F341718.html или другое дело прямо на сайте ВС: http://www.supcourt.ru/stor_pdf.php?id=163898) и другие. Все эти дела показывают, что на сегодняшний день о независимости ВС РФ, которая должна быть согласно Конституции РФ, нет. Это также подтверждает тем, что в Европейском суде по правам человека на конец 2012 года Россия занимает 1-е место по общему числу жалоб.
Совершенно очевидно - по каким-то причинам ВС РФ сегодня более управляем, чем ВАС РФ со стороны исполнительной власти. Совместив эти два органа, наша страна лишиться возможности справедливого рассмотрения дел и в экономической плоскости тоже.
Поэтому я предлагаю всем жителям (особенно предпринимателям, бизнесменам) нашей страны высказаться против предложения Президента, закрепив это в отдельном федеральном законе (возможно конституционном).
Практический результат
- на уровне Федерального закона будет закреплен запрет на объединение ВС и ВАС РФ;
- данное решение продемонстрирует реальный настрой населения к сегодняшней судебной системе и заставит чиновников обратить внимание на эту проблему;
- последуют дальнейшие действия в сторону запуска полноценной судебной реформы в судах общей юрисдикции.