В деятельности органов расследования имеет место ситуация, когда должностным лицом многократно выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые по обращениям заинтересованного лица в порядке статей 124, 125 УПК РФ признаются прокурором или судом незаконными и отменяются, материал при этом направляется на дополнительную проверку начальнику органа расследования, который передает его для проведения дополнительной проверки в порядке статьи 144 УПК РФ тому же дознавателю (следователю), чье постановление уже было признано незаконным, а дознаватель (следователь) в свою очередь вновь выносит постановление об отказе, которое зачастую слово в слово повторяет его первое постановление уже признанное незаконным и необоснованным. И так может продолжаться годами.
Из-за этого в настоящее время в производстве органов дознания, следствия и прокуратуры имеется значительное количество материалов доследственной проверки, по которым ранее уже были вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и которые неоднократно уже были признаны прокуратурой или судом незаконными и отменены. Очень часто по таким материалам в очередной раз выносятся заведомо незаконные отказные постановления слово в слово повторяющие первоначальные постановления уже признанные незаконными. В результате в течение нескольких месяцев, а иногда и нескольких лет, недобросовестные или некомпетентные сотрудники правоохранительных органов создают видимость выполнения работы, коэффициент полезного действия от которой не только отсутствует, но и носит отрицательных характер, так как подобная деятельность подрывает доверие населения к государственной правоохранительной системе.
Частью 1 статьи 45 Конституции РФ провозглашено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
При этом под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались пустой декларацией, а были предоставлены и защищены на деле. Такое понимание прямо вытекает из установленного в статье 18 Конституции положения о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.
Однако как видно из описанной ситуации, не являющейся исключением, а отражающей реальное состояние дел в сфере обеспечения права граждан потерпевших от преступлений на государственную защиту, в действительности процессуальные механизмы, закрепленные в статьях 123, 124, 125, 144, 148 УПК РФ применяются правоохранительными органами таким образом, что предоставленные гражданам статьей 45 Конституции права фактически сведены к пустой декларации и реально не обеспечиваются - обеспечение права конкретного гражданина государственной защитой поставлено в безраздельную зависимость от субъективного усмотрения должностного лица правоприменительного органа, что является безусловным основанием для развития коррупции.
Практический результат
Предлагаемые мною изменения существенным образом повысят эффективность правоохранительной деятельности государства в сфере уголовного судопроизводства, затруднят недобросовестным должностным лицам правоприменительных органов возможность длительное время безнаказанно бездействовать не выполняя надлежащим образом своих служебных обязанностей.
Также в результате внесения этих изменений повысится уровень информированности лиц, обратившихся к государству за защитой своих прав и свобод, о порядке рассмотрения их обращений и о мерах принимаемых для принятия по обращению законного решения в установленный законом срок, что соответствует повышению обеспечения прав граждан на охрану государством достоинства личности и обеспечения информацией непосредственно затрагивающей права и свободы, закрепленных в статьях 21 и 24 Конституции РФ.