Продавцы нелекарственных средств систематически нарушают "О рекламе" (ФЗ 38) выдавая свои продукты за лекарства, способные вылечить болезни. По документам эти продукты оказываются биологически активными добавками (БАД), пищевыми концентратами, безалкогольными напитками или парфюмерией. Разумеется, все эти продукты не являются лекарствами, они не проходят клинических испытаний и не разрешены к применению для лечения заболеваний.
Если реклама некоторых из таких продуктов обещает только вывести бородавки, то другие "лечат" катаракту, глаукому, диабет и даже рак. Начиная бесконтрольно "лечиться" этими средствами больной может нанести вред своему здоровью, бросить назначенное врачами лечение или вовсе не обратиться к специалисту. Упущенное время оборачивается непоправимыми последствиями для здоровья.
Данную рекламу транслируют ведущие СМИ, системы контекстной рекламы в интернете, социальные сети. Например, отделение ВГТРК "Радио России", ЗАО «Эхо Москвы», ГАУ МО «ТРК «РТВ-Подмосковье», ЗАО «Аргументы и факты» размещают нарушающую закон рекламу уже многие годы и неоднократно были оштрафованы. Компания "РИА Панда" выплачивала штрафы уже более 20 раз, но не прекращает нарушать рекламное законодательство. А системы контекстной рекламы и социальные сети, которые уже заполнили интернет вводящей в заблуждение рекламой - вообще пока не понесли никакого наказания. Между тем, жертвами обмана становятся миллионы больных и доверчивых людей, чаще всего пенсионеров.
Законодательство в сфере рекламы настолько мягкое, что штраф для СМИ или производителя назначается меньше, чем стоимость одной рекламной передачи или пары видеороликов. Разумеется, эти штрафы не останавливают нарушителей, ведь выгода от нарушения закона с лихвой покрывает издержки.
Чтобы реально повлиять на сложившуюся ситуацию, необходимо существенно ужесточить наказание для СМИ и производителей за нарушение закона "О рекламе". Это означает что выплата штрафа должна значительно повлиять на финансовое положение компании нарушителя.
Это не революционное решение, а обычная практика, существующая в большинстве цивилизованных стран мира, именно поэтому там, в целом, решены подобные проблемы. Вот так поступают с вводящей в заблуждение рекламой в других странах:
Китай
Штраф за нарушение закона о рекламе равен от 1 до 5 сумм оплаченных за рекламу. СМИ распространявшее рекламу обязано выпустить опровержение в тех же регионах распространения рекламы и на ту же сумму.
Европейский Союз и США
За рекламу, вводящую в заблуждение, может налагаться штраф до нескольких миллионов долларов, а также заключение сроком до двух лет.
В России штраф для юридических лиц за нарушение рекламного законодательства составляет всего 150 - 200 тысяч рублей независимо от стоимости рекламы и даже в случае многократных рецидивов.
Практический результат
1) Улучшение здоровья и финансового состояния населения.
2) Уменьшение нагрузки на правоохранительные органы в результате снижения количества преступлений.