С 1989 года одна часть жителей блокадного Ленинграда безосновательно дискриминирована по отношению к другой, то есть имеет место факт социальной несправедливости, источником которой является ограничение 4 месяца в действующем Положении о знаке "Жителю блокадного Ленинграда", которое утверждено Решением Исполкома Ленсовета от 23 января 1989 года № 5.
При этом, как разъяснил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас, "говоря о социальной справедливости, представляется необходимым обратиться к правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан, должна отвечать установленным Конституцией РФ критериям, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (ст.19), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели (ч.3 ст.55), а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.".
Поскольку дискриминация находившихся в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде граждан Российской Федерации по времени выживания в блокаду ничем не обоснована, поэтому её следует признать противоречащей Конституции РФ.
Также следует обратить внимание на противоречие названия знака "Жителю блокадного Ленинграда" существующим критериям его вручения.
Многократно повторяющийся отказ со стороны ответственных лиц решать эту проблему породил ситуацию, имеющую признаки социальной розни, о чём свидетельствуют публикации в средствах массовой информации и обращения граждан.
Необходимость устранения необоснованной дискриминации части жителей блокадного Ленинграда была неоднократно указана в пояснительных и иных сопроводительных документах к проектам законов как на региональном, так и на федеральном уровнях, ни один из которых не был принят несмотря на неоднократные обоснованные обращения граждан.
В частности, в Решении № 2708 Постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 5-го созыва от 14 марта 2013 года Протокол № 9, п.4 о проекте закона Санкт-Петербурга "О вручении знака "Жителю блокадного Ленинграда" сказано:
"Отметить, что все граждане, родившиеся в блокадном Ленинграде, должны получить статус жителя блокадного Ленинграда."
К вышесказанному надо добавить, что даже незамедлительное положительное решение описанной выше проблемы, вероятно, не компенсирует в полной мере недополученное дискриминированными жителями блокадного Ленинграда социальное обеспечение за весь период его отсутствия.
Практический результат
Все жившие в блокадном Ленинграде граждане получат право на вручение им знака "Жителю блокадного Ленинграда" и право на соответствующее социальное обеспечение.
Будет устранена социальная несправедливость и ликвидирована необоснованная дискриминация части жителей блокадного Ленинграда.
Будет устранён имеющий место социальный конфликт, наличие которого подтверждено публикациями в средствах массовой информации и обращениями граждан в органы власти.
Дополнительные материалы
Положение о Знаке Жителю блокадного Ленинграда
Решение № 2708 Постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 5-го созыва
от 14 марта 2013 года Протокол N 9, п.4 о проекте закона Санкт-Петербурга "О вручении знака "Жителю блокадного Ленинграда"