В настоящее время на выборах губернаторов (глав субъектов РФ) существует норма о муниципальном фильтре, согласно которой для регистрации в качестве кандидата в губернаторы необходимо собрать от 5 до 10% подписей муниципальных депутатов.
Эта норма фактически создает условия, при которых невозможно стать кандидатом в губернаторы без одобрения действующего главы субъекта РФ. Действующие губернаторы охотно используют рычаги давления на муниципальных депутатов, и почти на каждых выборах, начиная с 2012 года, мы наблюдаем одну и ту же картину. Действующий глава региона не позволяет зарегистрироваться сильным местным или федеральным лидерам, способным составить ему конкуренцию, зато зарегистрированными кандидатами становятся никому не известные статисты, которые без борьбы проигрывают выборы даже самому непопулярному губернатору. Таким образом, список кандидатов в губернаторы региона де факто лично составляется действующим главой субъекта РФ. Возникает абсурдная ситуация, при которой стать кандидатом в губернаторы без одобрения самого губернатора почти невозможно.
Без муниципального фильтра многие непопулярные и некомпетентные губернаторы просто проиграли бы выборы. В большинстве регионов его величина – 10% или чуть ниже. Заградительный порог муниципального фильтра наносит вред развитию регионов России и снижает качество государственного управления в них.
При этом по действующему закону о выборах Президента кандидат должен собрать 300 тысяч подписей избирателей, чтобы зарегистрироваться. Депутаты региональных парламентов и органов местного самоуправления также должны представлять подписи избирателей.
Практический результат
1) Открытые и конкурентные выборы губернаторов, которые проиграют некомпетентные главы регионов.
2) Активное развитие регионов России.
3) Повышение качества государственного управления.