Научные данные указывают на ухудшение состояния здоровья детей в период их обучения в школе. Общая распространённость нарушений здоровья и развития среди детей в возрасте до 14 лет за последний период (более 10 лет) увеличилась на 26,8%. Среди детей старшего подросткового возраста (15–17 лет) показатель общей заболеваемости увеличился вдвое.
Число суицидов среди несовершеннолетних детей в России выше общемировых показателей в три раза. В 2015 году в РФ было зарегистрировано более 460 суицидов детей. Число попыток самоубийств существенно больше, чем число завершенных суицидов. Попытки превышают число самоубийств в 10-20 раз. Наблюдается снижение взрослых суицидов, a детские возросли на 30–37%. С 2006 года увеличились случаи детских суицидов, что можно связать с экзаменами у школьников, так как именно с 2006 года ЕГЭ было введено в 79 регионах страны. На связь самоубийств и ЕГЭ прямо указано в письме Уполномоченного по правам ребенка в РФ, которое распространялось еще в 2011 году письмом Министерства образования РФ от 04.08.2011 г. № 03-03/5556.
При этом, среди факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье детей, практически не изучено влияние на здоровье системы образования и экзаменов.
По мнению экспертов и родителей созданная система образования, в основе которой лежит Единый государственный экзамен, коррумпирована , фрагментарна, порождает неграмотность и, как уже показано и будет показано далее, массово подрывает здоровье детей.
Между тем, для детей учеба – это тоже самое, что для взрослого работа, труд.
Даже поверхностное изучение нормативных документов, регулирующих работу школы, прямо указывает на то, что дети не просто перегружены, а на то, что они работают значительно дольше взрослых.
Так, согласно п.п. 10.5, Таблица 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях":
максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка для детей со 2-го (для первого класса условия в петиции не обсуждаются) по 11-й класс колеблется при переводе академических в астрономические часы:
для 6-ти дневной недели от 19,5 (2 кл.) до 27,75 (11 кл.) астрономических часов (ч.);
для 5-ти дневной недели – от 17,25 (2 кл.) до 25,5 ч. (11 кл.).
Добавим к этому домашнюю работу (это ведь тоже работа), которая согласно п.п. 10.30 не должна превышать при пересчете в неделю: во 2-3 классах – (9 ч. – 6 дней, 7,5 ч. – 5 дней), в 4-5 классах - 2 ч. (12 ч – 6 дней, 10 ч. – 5 дней), в 6-8 классах - 2,5 ч. (15 ч. – 6 дней, 12,5 – 5 дней), в 9-11 классах - до 3,5 ч (21 ч – 6 дней, 17, 5 ч. – 5 дней).
В сумме:
для 6-ти дневной недели от 28,5 ч. (2 кл.) до 48,75 ч. (11 кл.);
для 5-ти дневной недели – от 24,75 ч. (2 кл.) до 43 ч. (11 кл.).
Сравним полученную допустимую нагрузку с нормами продолжительности рабочего времени согласно Трудовому кодексу РФ. Согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, - это норма для взрослых, которая была выработана как раз для сбережения не только здоровья, но и трудоспособности. И это – норма труда во многих странах мира.
Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:
для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;
для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю.
Получается, что СанПиН разрешает детям во втором классе (7-8 лет) работать дольше, чем разрешено работать 15-летнему человеку по ТК РФ. А шестиклассники (12-13 лет) могут работать столько же, сколько взрослые, то есть 40 часов в неделю, да еще при шестидневной неделе.
Если добавить сюда внеурочную деятельность согласно п.п.10.5 СанПиНа - 7,5 астрономических часов и/или выбранную деятельность, которая может стать в дальнейшем профессией – спорт, музыка, художественное искусство, танцы и т.п., - мы получим, что дети перегружены намного больше взрослых.
При этом созданная конкуренция между школами заставляет их превышать даже эти максимумы норм, и этого никто не контролирует.
Практический результат
1. Улучшение здоровья детей.
2. Сокращение числа суицидов.
3. Улучшение усвоения детьми знаний.
4. Более качественный отбор информации для обучения.
5. Экономический эффект от сокращения расходов на медицину, на отвлекаемых от работы из-за болезни родителей, а в будущем более здоровое поколение.