В 2014 году срок засекречивания подавляющего большинства документов из архивов советских органов госбезопасности был продлен на 30 лет - до 2044 года. Под действие этого решения попадает огромное количество документов, касающихся Большого террора 1937-38 годов, чрезвычайно востребованных историками и родственниками жертв репрессий. Сотни тысяч человек, попавших под расстрельные статьи, могут остаться безымянными, несмотря на все усилия потомков узнать о судьбе своей семьи в годы большой чистки.
Срок хранения документов, содержащих государственную тайну, ограничен по закону 30-ю годами с момента их создания. Указы Президента от 1993 года «О гостайне» и от 1992 года «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека» содержат требование рассекретить все материалы, касающиеся репрессий и нарушения прав человека. Несмотря на это, доступ к архивам фактически закрыт для граждан. Это создает почву для фальсификации истории нашей страны недобросовестными историками.
В 2014 году Межведомственная комиссия по защите государственной тайны (МВК) приняла заключение, продлевающее срок засекречивания огромного массива документов органов госбезопасности еще на 30 лет. До 2044 года гриф «секретно» будет стоять на любых документах, содержащих информацию о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, о лицах, сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами госбезопасности, о сотрудниках органов госбезопасности, принимавших участие в спецоперациях, и т.д. – список категорий информации из 23-х пунктов дает возможность продлить срок секретности практически любого документа, созданного между 1917 и 1991 годами.
По закону документы, срок секретности которых истек, должны передаваться в Государственный архив РФ, где они становятся доступными для всех.
Излишнее рвение в деле сохранения секретности не только вредит обществу, но и дорого обходится государственному бюджету: сотрудники ФСБ получают серьезные надбавки к зарплате за работу с секретной документацией (20-25%). Кроме того, в отличие от штатских работников госархивов, архивисты ФСБ получают значительные выплаты за военные звания.
В 2015 году вся страна праздновала 70-летие Великой Победы. Представители власти, деятели культуры, журналисты, учителя в школах – все говорили о памяти, о том, как это важно – знать свою историю. Но засекречивание важнейших архивных документов - это попытка сделать нашу память избирательной.
Практический результат
1) Соблюдение законодательства России.
2) Противостояние попыткам фальсифицировать историю.
3) Предоставление гражданам России возможности узнать историю своей семьи.
4) Развитие российской исторической науки.
5) Экономия средств госбюджета.