Пенсионное обеспечение в нашей стране является одним из особо важных элементов государственной поддержки граждан. Несмотря на высокую ответственность законодателя перед гражданами в пенсионном вопросе, закон по одной из категорий работников, чья пенсия назначается досрочно-бортпроводникам, не был доработан должным образом. Что в свою очередь породило социальную несправедливость и дискриминацию в отношении лиц, которые работают в одинаковых вредных условиях в одном «служебном помещении»-самолете, тем самым несправедливо разделив летчиков и бортпроводников.
Как всем известно, до 2015 года пенсионное обеспечение регулировалось Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Бортпроводники на протяжении всего времени действия Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" могли уйти на пенсию по п.1 ч.1 ст.27 без судебных тяжб (мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет) или по п.13 ч.1 ст.27 через суд (мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации; при этом нет ограничений по возрасту, а стаж высчитывается исходя из налета часов по летной книжке, которая во всех авиакомпаниях ведется как на летчиков, так и на бортпроводников).
С 2015 года пенсионное обеспечение стало регулироваться Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». При этом, с выходом данного Федерального закона никаких поправок в отношении бортпроводников не было внесено. Все положения были скопированы с Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Таким образом, бортпроводники могут уйти на пенсию по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» без судебных тяжб (мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет) или по п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» через суд (мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации; при этом нет ограничений по возрасту, а стаж высчитывается исходя из налета часов по летной книжке, которая во всех авиакомпаниях ведется как на летчиков, так и на бортпроводников).
Судебная практика в отношении бортпроводников по п.13 ч.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях») складывалась в пользу бортпроводников на протяжении многих лет и до апреля 2016 года, в которой установлено что «…пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации» (в целях соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные исключены):
Кассационное определение от 20.04.2011 г. Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия по гражданскому делу № 33-1273 по иску к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Республике Бурятия;
Определение от 12.08.2014 г. судьи Краснодарского краевого суда на кассационную жалобу ГУ управления Пенсионного фонда РФ Карасунского внутригородского округа г.Краснодара по гражданскому делу № 4г-7405/14 по иску к ГУ управлению Пенсионного фонда РФ Карасунского внутригородского округа г.Краснодара;
Кассационное определение от 26.01.2011 г. Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда по гражданскому делу № 33-341 по иску к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края;
Кассационное определение от 17.05.2010 г. Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда по гражданскому делу № 33-4319/2010 по иску к ГУ УПФ РФ в Сосновском районе Челябинской области;
Определение от 24.04.2013 г. судьи Московского городского суда на кассационную жалобу Главного учреждения-Главного управления ПФР № 7 по г.Москве и Московской области по гражданскому делу № 4г/9-3501/2013;
Определение от 02.02.2016 г. судьи Московского городского суда на кассационную жалобу Государственного учреждения-Главного управления Пенсионного фонда РФ № 1 по г.Москве и Московской области по гражданскому делу № 4г/4-1111/16;
Апелляционное определение от 10.04.2014 г. Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда по гражданскому делу № 33-4541/2014;
Апелляционное определение от 16.11.2012 г. Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда по гражданскому делу № 11-27147/2012;
Апелляционное определение от 24.06.2015 г. Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда по гражданскому делу № 33-5871/2015;
Апелляционное определение от 01.07.2015 г. Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда по гражданскому делу № 33-6212/2015;
Апелляционное определение от 18.09.2012 г. Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда по гражданскому делу № 33-11142/2012.
Необходимо учитывать и Обзор Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 01.08.2008 “Судебная практика Верховного суда Республики Саха (Якутия) по рассмотрению гражданских дел в кассационном порядке за 1 полугодие 2008 года, где подтверждено право бортпроводника на досрочное назначение пенсии по п.13 ч.1 статьи 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». Примеров судебной практики в пользу бортпроводников (кабинного экипажа) достаточно много.
В силу п.13 ч.1 статьи 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» (п.13 ч.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации (далее ГА), а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи: правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»).
Законодательно установлено подпунктом «з» п.1 Постановления №537 от 18.07.2002 г. Правительства Российской Федерации «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлением № 665 от 16.07.2014г. Правительства Российской Федерации «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлены категории работ при досрочном назначении пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации для применения Списка должностей работников летного состава авиации, утвержденного Постановлением № 459 от 04.09.1991 г. Совета Министров РСФСР. Согласно пункту первому данного Списка к должностям работников летного состава отнесены «...члены экипажей воздушных судов...».
В силу п.1 ст.56 «Воздушного кодекса Российской Федерации» экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п.2 ст.56 ВК РФ).
Из данных нормативных актов следует, что бортоператоры и бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, и имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 статьи 30 № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Поскольку в п. 1 вышеуказанного Списка должностей включены все члены экипажа без каких-либо исключений и изъятий, следует признать, что право на назначение досрочной пенсии имеют как члены летного экипажа, так и члены кабинного экипажа, в том числе бортпроводники. Таким образом, основным критерием для определения права бортпроводника на назначение досрочной пенсии является осуществление полетов в составе экипажа воздушного судна независимо от принадлежности к летному либо кабинному экипажу.
При исчислении специального стажа бортпроводникам учитывается льготное исчисление сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава ГА в соответствии с подпунктом «а» п.1 «Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно технического состава, а также службы управления воздушным движением», утвержденных Постановлением № 459 от 04.09.1991 г. Совета Министров РСФСР: каждые 20 часов налета на самолетах считаются за один месяц выслуги. Налет как по бортпроводникам, так и по летчикам отражается в летных книжках.
Каждый вспомнит, что в конце 2015 года в авиационной отрасли начался кризис: сократилась полетная программа, закрылись многие направления, уменьшился парк самолетов в авиакомпаниях, произошло банкротство авиакомпаний, массовое сокращение граждан (бортпроводников). В связи с возникшим социальным дисбалансом в авиационной отрасли, многие бортпроводники, которые не планировали выходить на пенсию, с целью поднакопить количество баллов, что позволит получать более высокую пенсию в будущем, были просто вынуждены воспользоваться своим правом на пенсию.
И с апреля 2016 года в связи с массовыми обращениями бортпроводников, суды стали отказывать бортпроводникам в назначении пенсии по п.13 ч.1 статьи 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», что является грубым нарушением ст.ст.19, 39, 126 Конституции РФ; существенным нарушением норм материального права в отношении льготной категории лиц летного состава ГА; п.13 ч.1 статьи 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Таким образом нарушается единство судебной практики. В своем Постановлении № 29-П от 23.12.2013 г. Конституционный Суд РФ отметил, что требование единства практики применения норм законодательства всеми судами обусловливается балансом закрепленных Конституцией РФ принципов независимости судей при осуществлении правосудия (ч.1 ст.120 Конституции РФ), верховенства Конституции РФ и федеральных законов в российской правовой системе, а также равенства всех перед законом и судом (ч.2 ст.4, ч.1, 2 ст.15, ч.1 ст.19 Конституции РФ).
Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч.1 ст.19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Данный вывод подтверждается Постановлениями: № 3-П от 25.04.1995 г., № 11-П от 15.07.1999 г., № 4-П от 25.02.2004 г., № 7-П от 20.04.2009 г., № 27-П от 06.12.2011 г., № 16-П от 29.06.2012 г., № 8-П от 22.04.2013 г., № 15-П от 27.06.2013 г. Конституционного Суда РФ.
Верховенство права и вытекающий из него принцип конституционной законности предполагают единообразное понимание и применение закона судом не только в каждой из судебных подсистем, но и в рамках национальной судебной системы в целом.
Данный вывод подтверждается – Обобщением судебной практики Конституционного Суда РФ за 2012–2013 годы (Одобрено Решением Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 г.).
Из системного толкования вышеуказанных Постановлений Конституционного Суда РФ и Постановлений Президиума Верховного Суда РФ (Постановления № 56-ПВ-09 от 30.12.2009 г. и № 3-ПВ-06 от 12.07.2006 г. Президиума Верховного Суда РФ) можно сделать следующие выводы:
1.1. Под единством судебной практики следует понимать правильное и единообразное применение судами на всей территории Российской Федерации федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
1.2. Нарушением единства судебной практики может считаться вынесение судебных актов, противоречащих: Постановлениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащим разъяснения по вопросам судебной практики; Постановлениям Президиума Верховного Суда РФ, Определениям судебной коллегии по гражданским делам и кассационной коллегии Верховного Суда РФ по конкретным делам, содержащим толкования норм материального и процессуального права; материалам официально опубликованных Верховным Судом РФ Обзоров судебной практики и Ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства.
В интересах законности и единства судебной практики, незаконные и необоснованные судебные акты подлежат отмене – но суды умышленно игнорируют данный факт, подрывая доверие судебной власти. Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 29.02.2012 г. по делу № 44г-55.
Исходя из гарантированного Конституцией РФ равенства прав граждан и недопустимости дискриминации граждан, решения судов массово и грубо нарушают конституционные права граждан РФ и дискриминирует перед другими гражданами РФ, работавшими бортпроводниками и получающими пенсию по п.13.ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях" (п.13 ч.1 ст.27 Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), при этом в целях соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные исключены:
Гражданин РФ, получающий пенсию через Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) (апелляционное определение от 25.06.2012 г. судебной коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), дело № 33-2531/12).
Гражданин РФ, получающий пенсию через ГУ – Управление Пенсионного фонда России в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) (апелляционное определение от 09.07.2012г. судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), дело № 33-2288/2012).
Гражданин РФ, получающий пенсию через Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Октябрьском районе г. Красноярска (кассационное постановление от 02.06.2015 г. Президиума Красноярского краевого суда, дело № 44г-21/2015; определение от 25.09.2015 г. судьи Красноярского краевого суда на кассационную жалобу, дело № 4г-2097/2015).
Гражданка РФ, получающая пенсию через Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Республике Бурятия (кассационное определение от 20.04.2011 г. судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия, дело № 33-1273).
Гражданка РФ, получающая пенсию через Управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара определение от 12.08.2014 г. (определение судьи Краснодарского краевого суда по кассационной жалобе, дело № 4г-7405/14).
Гражданин РФ, получающий пенсию через Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сосновском районе Челябинской области (кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда, дело № 33-41319/2010).
Гражданин РФ, получающий пенсию через Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в Республике Бурятия (кассационное определение от 09.11.2011 г. судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ, дело № 33-3403).
Гражданин РФ, получающий пенсию через Управления Пенсионного фонда Российской федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края (кассационное определение от 12.05.2011 г. судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда, дело № 33-4392).
Гражданка РФ, получающая пенсию через Пенсионный фонд Республики Бурятии (кассационное определение от 23.05.2011 г. судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия, дело № 33-1589).
Гражданин РФ, получающий пенсию через ГУ-УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга (определение по кассационной жалобе от 08.09.2011г. судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда, дело № 33-13072/2011).
Гражданка РФ, получающая пенсию через Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда, дело № 33-11142/2012).
Список можно и дальше продолжать, т.к. получающих пенсию по п.13.ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" (п.13 ч.1 ст.27 Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") достаточно много.
Необходимо обратить внимание на информацию опубликованную на сайте Красноярского краевого суда в разделе новости от 26.05.2016 г., подготовленная пресс-секретарем Красноярского краевого суда, в которой суды подтвердили право бортпроводника на досрочную пенсию. Данный материал массово был опубликован на информационных ресурсах, транслировался по телевидению.
Таким образом, судами с апреля 2016 года существенно нарушаются нормы материального права, вынося решения суды умышленно не учитывали что «…пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации». Таким образом, нарушается Постановление № 29-П от 23.12.2013 г. Конституционного Суда РФ, где отмечено, что требование единства практики применения норм законодательства всеми судами обусловливается балансом закрепленных Конституцией РФ принципов независимости судей при осуществлении правосудия (ч.1 ст.120 Конституции РФ), верховенства Конституции РФ и федеральных законов в российской правовой системе, а также равенства всех перед законом и судом (ч.2 ст.4, ч.1, 2 ст.15, ч.1 ст.19 Конституции РФ).
При разрешении этого вопроса необходимо учитывать ведомственные нормативные документы:
1. Приказ № 275 от 24.09.2004 г. Министра обороны РФ «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации» (Зарегистрировано под № 6110 от 10.11.2004 г. в МЮ РФ), в котором содержится определение летной книжки: «...документ, подтверждающий право летного состава на выполнение полетов на воздушных судах в соответствии с достигнутым уровнем подготовки, полученными допусками и натренированностью. Летная книжка действительна на все время состояния на летной работе. Замена летной книжки производится только в случае полного использования ее разделов или же в случае прихода ее в непригодное состояние (при этом предыдущая сохраняется)...». Таким образом, летная книжка заводится только на летный состав, наличие которой подтверждает работу в летном составе ГА и которая имеется у бортпроводников.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ по делу № КАС10-108 от 25.03.2010 г. подтверждает, что установление стажа для досрочного назначения пенсии происходит из налета часов по летной книжке:
«...Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. № 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которым предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ, без указания в нем какого-либо конкретного перечня документов.
Анализ вышеприведенного законодательства позволяет сделать вывод, что пенсионное законодательство не устанавливает конкретный перечень документов необходимых для подтверждения наличия стажа на соответствующих видах работ.
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. № 139, также установлено, что полетное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажа (подпункт «а» п.66). Таким образом, для установления стажа для досрочного назначения пенсии данной категории работников необходимы сведения о налете часов, а документом, содержащим сведения о налете часов, в гражданской авиации является, в частности, летная (парашютная) книжка.
Согласно ст.10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения трех самостоятельных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Исходя из данного конституционного принципа разделения властей суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, подменять их компетенцию, возлагать на них обязанность по принятию нормативных правовых актов в той или иной редакции...».
2. Постановление № 828 от 08.07.1997г. (ред. от 29.02.2016 г.) Правительства РФ «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», в котором указано, что основным документом удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации является паспорт.
В ГА, согласно Приказу № 160 от 22.12.2000 г. (ред. от 14.01.2002 г.) Минтранса РФ «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения и использования единых удостоверений членов экипажей гражданских воздушных судов Российской Федерации» таким документом является удостоверение члена экипажа (далее УЧЭ). Удостоверение члена экипажа является документом, удостоверяющим принадлежность его владельца к экипажу воздушного судна и дающим право владельцу УЧЭ на проход в контролируемые зоны аэропортов Российской Федерации, если владелец УЧЭ включен в задание на полет, а для экипажей международных воздушных линий, кроме того, - на безвизовый временный въезд на территорию иностранного государства по маршруту следования воздушного судна. Удостоверение члена экипажа (УЧЭ) выдается лицам, перечисленным в пунктах 7 и 8 Приказа №160 от 22.12.2000 г. (в ред. от 14.01.2002 г.) Минтранса РФ. Согласно пункту 7 в перечень должностей летного состава для оформления УЧЭ относятся бортпроводники.
3. Приказ № 147 от 12.09.2008 г. Об утверждении ФАП "Требования к членам экипажа ВС, специалистам по техническому обслуживанию ВС и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) ГА". Учитывая установленные законом нормы в гл. XV «Требования к обладателю свидетельства бортпроводника» и в гл. XVI «Требования к обладателю свидетельства бортоператора» необходимые навыки и функции у данных категорий работников, которые относятся к кабинному экипажу согласно ст.56 Воздушного кодекса, совпадают. В случае если только одной категории-бортоператорам или бортпроводникам как кабинному экипажу будут назначать пенсию по п.п.13 п.1 статьи 30 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии" Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", то отказы в назначении пенсии только одной группе кабинного экипажа не способствуют установлению конституционного порядка, так как нарушаются конституционные права и свободы граждан.
4. Приказ № 139 от 21.11.2005 г. Минтранса России «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации». Согласно п.11 гл.IV «Полетное время»:
«11. Продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов за 28 последовательных дней и 800 часов за 365 последовательных дней».
Особенностью рабочего времени экипажей воздушных судов является выделение в его составе полетного времени и установление предельных норм полетного времени – 80 часов в месяц и 800 часов в год. Полетное время – это время с момента запуска двигателей перед взлетом и до момента выключения двигателей после посадки.
Согласно Приложению №6 к положению «Минимальная продолжительность ежедневного времени отдыха членов экипажа» для летчиков и бортпроводников одинакова.
Данные нормы введены в целях обеспечения безопасности полетов, снижения утомляемости и сохранения здоровья членов экипажей воздушных судов. Необходимо понимать что на борту воздушного судна каждый член экипажа испытывает высокие уровни авиационных шумов; повышенные уровни общей вибрации; колебания атмосферного давления при взлетах, посадках, наборе высоты и на снижении; пониженное парциальное давление кислорода (гипоксия); температурный дискомфорт; неудовлетворительный физический и химический состав вдыхаемого воздуха; повышенное радиационное (фоновое) облучение; повышенные электромагнитные поля; болтанки в воздушной среде; воздействие знакопеременных перегрузок; СВЧ-излучения от наземного и бортового оборудования; смена часовых полюсов (синдром смены часовых поясов (ССЧП), который проявляется в расстройстве сна, связанным с нарушениями суточных (циркадианных) биоритмов) и климата–в результате здоровый организм изнашивается, т.е. работа ассоциируется с опасными, вредные и напряженными условиями труда одинаково для всех членов экипажа воздушного судна, независимо на какой должности они работают.
Воздействие вредных факторов на организм членов экипажей подробно изложены в Санитарно-гигиенической характеристике вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации России 1997 г., утвержденная Первым заместителем министра здравоохранения РФ, Главным государственным санитарным врачом РФ и Директором Федеральной авиационной службы России. Отдельного внимание заслуживает глава «Воздействие радиационного (фонового) облучения»:
«Радиационное (фоновое) облучение членов экипажей ВС относится к одному из самых вредных, опасных для здоровья факторов летного труда. Результаты исследований радиационного фона кабин ВС в рейсовых условиях, проведенные специалистами ГОС НИИ ГА, американскими радиобиологами в 1988-1993 гг. показали, что дозы облучения членов экипажей ВС в высотах:
- 9 000 м составляют 226,8 микрорентген в час (мкр в час);
- на высоте 10 000 м -307 мкр в час;
- на высоте 11 000 м - 351 мкр в час;
- на высоте 12 000 м - 404 мкр в час.
В тоже время уровень радиации у земли и до высоты 1000 м., составлял 9,99 мкр в час.
Таким образом, дозы облучения членов экипажей ВС на высотах от 9 000 до 12 000 м превышают естественный радиационный фон у земли:
- на высоте 9 000 м - в 31 раз;
- на высоте 11 000 м - в 35 раз;
- на высоте 12 000 м - в 41 раз.
Кроме того, на высотах 10 000-12 000 м солнечные вспышки увеличивают мощность дозы облучения в течении нескольких часов от 0,7 до 200 мбэр. час, а иногда и до 2 000 мбэр час.
В соответствии с рекомендациями Международной комиссии по международным единицам (Публикация МКРЗМ 40) необходимо рассматривать членов экипажей ВС, как профессионалов, работающих в условиях ионизирующих излучений, которые сравнимы с дозами, получаемыми работниками атомной промышленности.
При этом повышенное радиационное облучение членов экипажей ВС, начинающееся с высоты 6000 м. приводит прежде всего к значительному ослаблению иммунной системы организма, оказывает вместе с вредными химическими примесями воздуха кабин канцерогенное и мутагенное воздействие на организм, развитие целого ряда заболеваний в том числе развитие онкологических заболеваний…».
Учитывая, что члены экипажа (летчики, бортпроводники) выполняют полеты на воздушных судах гражданской авиации на высоте более 10 800 м (штатная высота полетов судов гражданской авиации) на протяжении достаточным для назначения досрочной страховой пенсии п.13 ч.1 статьи 30 № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» (согласно налету в летных книжек), то за это время радиация и другие вредные и негативные факторы согласно Санитарно-гигиенической характеристики вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации России приносят существенные последствия для организма всем членам экипажа, независимо в какой должности они работают на бору воздушного судна.
Необходимо учитывать наличие в каждой авиакомпании руководства по организации работы бортпроводников, согласно которому, в случае потери дееспособности члена летного экипажа, при управлении воздушным судном только одним пилотом, взаимодействие кабинного и летного экипажа должно быть направлено на помощь действующему пилоту в управлении самолетом, выполнении всех процедур по подготовке воздушного судна к безопасной посадке.
Доводы судов с апреля 2016 года о том, что они оценивая уровень обязанностей возложенных на бортпроводников (бортоператоров) и летчиков-приходят к выводу что уровень обязанностей и ответственности возложенных на летчиков выше, в связи с этим только летчикам положена пенсия по п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» является абсурдным. Необходимо в первую очередь понимать, что бортпроводники и летчики работают в одном «служебном помещении»-самолете, в котором при выполнении должностных обязанностей вредные факторы, из-за которых и назначается пенсия-одинаково влияют на всех, что приводит к потере здоровья всеми членами экипажа независимо от должности. Если данную позицию по назначению пенсии накладывать на судебную систему, то судьи по гражданским делам должны выходить на пенсию позже, чем судьи по уголовным делам, т.к. уровень ответственности на судей по уголовным делам выше.
Как следствие, можно предположить, что судебная власть в РФ не самостоятельная ветвь власти, скорее всего было оказано воздействие со стороны вышепоставленных и заинтересованных чинов государственной власти (Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты, ПФ РФ). Подозрения падают на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016) утвержденный 06.07.2016 г., где из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года отзывается ответ на вопрос № 3 о том, имеют ли право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» бортовые операторы воздушных судов гражданской авиации. Суды, также с апреля 2016 года, в нарушении конституционных прав граждан игнорируют действующие законы. Так, по общему правилу гражданам, имеющих одновременно право на различные государственные пенсии, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору. Назначение и перерасчет пенсий, равно как и перевод с одной пенсии на другую осуществляется на основании заявления заинтересованного лица (ст.18 Федерального закона № 173-ФЗ, ст.8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года). Как вывод, назначение пенсии бортпроводникам по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» не исключает возможности ее назначения по основанию, предусмотренному п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». Таким образом, судами умышленно нарушаются законные права бортпроводников, при этом действия судов вопреки закону остаются безнаказанными, что подрывает доверие к судебной системе.
Практический результат
Усовершенствование пенсионного законодательства.
Искоренение социальной несправедливости и дискриминации в отношении лиц, которые работают в одинаковых вредных условиях в одном «служебном помещении»-самолете.