По способу агрегатирования с трактором машины подразделяются на следующие типы:
навесная машина – присоединена к стандартному навесному устройству трактора. Может иметь опорные колеса для работы;
полунавесная – присоединена к стандартному навесному устройству или тягово-сцепному устройству трактора. Имеет опорные колеса для транспорта, возможно наличие опорных колес для работы. Масса машины в транспортном положении частично воспринимается трактором и большей частью собственными колесами;
полуприцепная – присоединена к стандартному тягово-сцепному устройству трактора. Имеет опорные колеса. Масса машины в транспортном положении частично воспринимается трактором и большей частью собственными колесами;
прицепная - присоединена к стандартному тягово-сцепному устройству трактора. Имеет опорные колеса. Масса машины в транспортном положении воспринимается ее ходовой системой;
монтируемая – присоединена к навесному устройству трактора и (или) на другие его точки с дополнительным монтажом ряда нестандартных сборочных единиц, входящих в комплект машины.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 г.№ 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия. Повторная сертификация в большинстве случаев возможно только в случае серийного выпуска машин, однако не предусмотрена для единичных случаев переоборудования.
Только в случае установки монтируемого оборудования (бульдозеры, погрузчики, монтируемые косилки и т.д.) необходимо проводить повторную сертификацию, так как именно этот тип оборудования полностью воспринимается ходовой системой трактора и, следовательно, меняет технические характеристики машины, указанные в паспорте самоходной машины (масса, габаритные размеры, максимальная конструктивная скорость и т.д.).
Заводы-изготовители устанавливают это оборудование на трактор в заводских условиях и продают его как спецтехнику (погрузчики, коммунальные машины и т.д.) после проведения обязательной сертификации нового изделия. В руководстве по эксплуатации навесного погрузчика указана максимальная транспортная скорость 16 км/ч, а скорость трактора Беларус-80.1 по техническим характеристикам 33 км/ч, т.е. при монтировании на трактор погрузчика надо ограничивать скорость. Возрастает нагрузка на переднюю часть трактора, а значит, устанавливается более прочная резина на передние колеса. Таким образом, трактор превращается в погрузчик со своими техническими характеристиками, и если монтаж производится на предприятии, то оно обязано провести обязательную сертификацию нового изделия и выдать на него ПСМ как на новое изделие (погрузчик, экскаватор и т.д.). Например, в руководстве по эксплуатации трактора Беларус-80.1/80.2/82.1/82.2/82Р есть предупреждение, что переоборудование и изменение конструкции трактора без согласования с заводом-изготовителем запрещается.
В случае представления для регистрации или технического осмотра самоходной машины с установленным на неё монтируемым оборудованием, инспекторами органов гостехнадзора проводится проверка соответствия машины представленным документам, и если выявляется факт переоборудования без проведения повторной сертификации (по паспорту наименование "трактор колёсный", а по факту, например "погрузчик") и дальнейшей перерегистрации машины, то заявителю производится отказ в предоставлении государственной услуги или выдаётся акт технического осмотра по пункту В «несоответствие машины данным, представленным в указанных документах».
Тем не менее, следует понимать, что трактор – это многофункциональная машина, предназначенная для выполнения самых различных задач (от применения в сельском хозяйстве до обслуживания дорожных сетей), в связи с чем, как правило, владельцем приобретается несколько видов навесного оборудования, в том числе монтируемого. Однако в случае самостоятельной установки, а также в случае замены или демонтаже владельцем монтируемого оборудования, порядок проведения сертификации и дальнейшего внесения изменений в регистрационные данные не определён. Следовательно, необходима разработка методики и необходимых нормативно-правовых актов для реализации вопросов, связанных с переоборудованием самоходных машин, либо упрощение порядка переоборудования с соответствующим внесением изменений в нормативно-правовые документы.
Практический результат
1. Владельцам тракторов и самоходных машин не надо будет покупать несколько машин для выполнения разных задач (что для многих является непосильной ношей), а достаточно будет приобрести подходящее оборудование, установить его и получить разрешение в гостехнадзоре.
2. Облегчается жизнь небольшим предприятиям и крестьянско-фермерским хозяйствам, которым необходимо выполнять несколько задач, но на приобретение большого количества техники не хватает средств.