В последние годы Государственной Думой РФ был принят ряд законов, фактически легализовавших в нашей стане чуждые народам России нормы ювенальной юстиции. Под термином «ювенальная юстиция» здесь и далее следует понимать лживую концепцию так называемых «прав ребёнка», введённую в нормы законодательства России.
До рассмотрения юридической стороны вопроса необходимо подчеркнуть, что речь идёт о вторжении в область, на которой базируется существование человечества как биологического вида. Все высшие биологические организмы от природы наделены инстинктами размножения и заботы о потомстве. Животные заботятся о своих детёнышах и готовят их к самостоятельной жизни. Человеческой психикой тоже управляют инстинкты, но не только они. В отличие от животных люди способны любить. Юридически обязать любить кого–либо невозможно. Тем не менее, любовь является более сильным мотиватором человеческого поведения, чем инстинкт или юридический закон. Собираясь зачать ребёнка мужчина и женщина ясно себе представляют, что их жизнь изменится, появится множество забот и обязанностей, но всё это отступает перед стремлением реализовать свой человеческий потенциал через родительскую любовь, отдавая её своим детям до конца, не ожидая награды. Так можно ли считать родительскую любовь юридической обязанностью? Можно ли заменить родительскую любовь юридическим крючкотворством о так называемых «правах детей»? Нет, это дар Божий, так как взрослые и состоявшиеся дети – это родительское счастье и радость, несмотря на все трудности и огорчения, которые они доставляли родителям, пока росли. Счастье же идёт именно от ощущения родителями чувства человеческой самореализации, т.е. не зря прожитой жизни. Нужно также сказать, что не все родители в своей любви к детям одинаковы, поскольку люди по разному видят, в чём их человеческое счастье, имеют разные интеллектуальные и нравственные качества, национальные традиции. Дети тоже рождаются разными и требуют разной степени заботы и воспитания. Всё перечисленное исключает даже мысль о юридическом регулировании отношений детей и родителей внутри семьи и внешнем контроле выполнения неких инструкций и регламентов. Нельзя законом принудить ни родить, ни воспитывать. Поэтому семья – неприкосновенна. Нарушение данного принципа есть уничтожение семьи и низведение человека на уровень биомассы. Однако следует признать, что есть родители, которые своих детей бросают, не воспитывают, не дают им не то что любви, но даже элементарной заботы, т.е. ведут себя хуже животных. Кроме того, есть дети, которые остаются без попечения родителей в силу разных обстоятельств (войны, несчастные случаи и т.д.). Указанные обстоятельства требуют от общества, считающего себя цивилизованным, защитить таких детей законом, однако без какого-либо ущемления прав и законных интересов добросовестных родителей. Теперь перейдём к юридической стороне вопроса.
Семья в России юридически защищена, в частности статья 38 Конституции гласит:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
Однако несмотря на приведённую выше конституционную норму в Семейный кодекс РФ введена ювенальная концепция, согласно которой дети рассматриваются как самостоятельные субъекты общественных правоотношений, т.е. юридически выводятся из семьи. В соответствии с ювенальными концепциями права детей ставятся выше прав всех других граждан, при этом механизмы защиты конституционных прав родителей не определены.
Безусловно, дети имеют права и законные интересы, которые должны быть защищены. Но когда мы говорим о правах, надо понимать, что если закон устанавливает некое право, то оно всегда должно быть обеспечено обязанностью, установленной законом в отношении тех или иных лиц, его реализовать. Исключений не бывает, иначе это не право, а фикция. Права и законные интересы детей реализуются через надлежащее исполнение обязанностей их родителями (или иными лицами, определёнными законом). Следовательно, нарушение прав детей есть неисполнение или ненадлежащее исполнение упомянутыми выше лицами своих обязанностей, которое, безусловно, должно быть надлежаще установлено и доказано. Однако лица, которые по тем или иным причинам допустили нарушение прав детей или только подозреваются в этом, также имеют конституционные права и гарантии, в частности право на судебную защиту своих прав и свобод, право на квалифицированную юридическую помощь (статьи 46, 48 Конституции РФ). Однако ювенальный подход не учитывает наличие у родителей указанных конституционных гарантий, рассматривая права ребёнка как самостоятельный субъект правоотношений, чем дискриминирует большую часть народа России (родителей), через заложенный в Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ) правовой механизм, в частности:
В соответствии с правовой конструкцией статьи 56 СК РФ орган опеки, получив сведения (достоверные или нет, не имеет значения) об угрозе жизни и здоровью ребёнка, нарушении его прав и законных интересов (что можно толковать как угодно широко, например: не сделана прививка — угроза жизни налицо) обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребёнка. Иначе говоря, по произволу чиновника, без каких–либо доказательств нарушений родителями своих обязанностей, на основании непонятно каких «сведений» и умозаключений работников опеки, право представлять законные интересы и права ребёнка переходит от родителей (не лишённых родительских прав) к органу опеки, который может делать с ребёнком и родителями что угодно: вымогать деньги, шантажировать, склоняя к подписанию договора социального обслуживания, отобрать ребёнка.
Чиновники в силу норм статьи 56 СК РФ имеют фактически диктаторские полномочия над семьёй, вмешиваясь в процесс воспитания – теперь они решают, что для ребёнка хорошо, а что плохо. СМИ России полны примеров изъятия детей из семей без всяких к тому оснований, в том числе с применением прямого насилия, что приносит горе родителям и калечит детей, как минимум, психически, поскольку для ребёнка страх потерять родителей – на втором месте после страха смерти.
Следовательно, конституционные права родителей нуждаются в дополнительной защите путём создания правовых механизмов, раскрывающих порядок действия в данных обстоятельствах следующих норм Конституции:
1. Статьёй 19 Конституции, которой гарантируется равенство всех перед законом.
2. Статья 38 Конституции гарантирует защиту семьи, право родителей на воспитание детей и заботу о них.
3. Статья 23 гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
4. Статья 25 гарантирует неприкосновенность жилища.
Заложенная в СК РФ ювенальная норма приводит к значительному количеству злоупотреблений на практике, о чём имеется множество свидетельств в СМИ. В качестве примера можно привести публикацию в «Известиях», где указывается, что 76% родительских жалоб на изъятие детей правомерны. Это страшная цифра - 76% детей изымается органами опеки из семей незаконно. И это в Москве. А что же творится в глубинке?
В таких условиях представляется необходимым совершенствование семейного законодательства посредством включения в него правовых конструкций, направленных на:
1. Раскрытие правовых механизмов реализации конституционных прав родителей;
2. Детализацию правовых процедур реагирования государственных органов при осуществлении мероприятий по защите прав детей.
Практический результат
Усовершенствование законодательства путём раскрытия правовых механизмов, защищающих права родителей, закреплённые статьями 19, 38, 46, 48 Конституции РФ.