Историческая значимость места. Составители путеводителей по Волге сравнивали Черемшан с Меккой, а вот что писали о нем епархиальные миссионеры в конце 1880-х гг.: «Хвалынск и Черемшан - это два священных места для раскольников нашего Поволжья. Это та же Палестина, тот же Иерусалим, куда стекаются старообрядцы на поклонение своим святыням и пред которыми местами они благоговеют до обожания их».
Успенский монастырь официально появляется в 1870-е гг. Его основателем был инок Серапион. Особую роль в судьбе обители сыграл известный старообрядческий деятель, казачий атаман-некрасовец Осип Семенович Гончар (Гончаров) (*1796–†1879). Он родился на территории Османской империи, куда его родители переселились из Подольской губернии. Биографы писали о Гончаре, как о человеке необыкновенной физической силы, ловкости, «быстрого хода», а главное, как о неутомимом ходатае за интересы всего своего общества - придунайских русских старообрядцев. Он всегда был занят, «всегда хлопотал от Тульчи до Константинополя, от Ясс до Парижа». Нужно отметить, что старообрядцы в изгнании становились инструментом политических игр. В Стамбуле, Лондоне, Париже их пытались использовать в своих целях против России. В 1860-е гг. Осип Семенович посетил Париж, где встречался с польскими эмигрантами, министром иностранных дел Франции. В Лондоне — с либеральной русской интеллигенцией, А.И.Герценом и Н.П.Огаревым. Но бравый казак разочаровался в них, разглядев их «ум высокий да пустой, потому что Бога не исповедуют». Надежды противников России не оправдались, некрасовцы отказались от антироссийских действий, в частности, от участия в польском восстании. Гончар неоднократно отклонял предложения русского правительства перебраться в Россию. Но на склоне лет, по Высочайшему разрешению он прибыл на историческую родину и поселился в монастыре на Черемшанах. Более того, он добился от правительства дозволения построить в обители двухэтажный храм. Значительную сумму на строительство церкви пожертвовал известный московский купец и меценат Кузьма Терентьевич Солдатенков.
Дожить до освящения собора Осипу Семеновичу не довелось. В 1879 г. он скончался, приняв монашество с именем Иосаф.
В 1881 г. старообрядческими епископами Аркадием, Кононом, Геннадием, Пафнутием и Амвросием был освящен двухэтажный соборный храм с двумя престолами: верхним - во имя Успения Божией Матери и нижним - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Архитектура каменного храма была скромна и более походила на жилую.
В разное время на Черемшане были похоронены 6 старообрядческих епископов. Здесь, в склепе за соборным алтарем пребывали в нетлении мощи основателя монастыря – преподобного Серапиона Черемшанского.
В 1918 году мужской старообрядческий монастырь был разогнан, церковь закрыта. Но до 1924 года продолжала существовать небольшая Успенская община, состоящая из нескольких монахов, в числе которых был и последний игумен монастыря о. Антоний.
Здесь останавливались старообрядческие епископы, бывали художники К.С.Петров-Водкин, В.Э.Борисов-Мусатов, написавший здесь в 1903 году свой шедевр «Изумрудное ожерелье», вошедший в золотой фонд Третьяковской галереи, писатель К.А.Федин, американский журналист Альберт Рис Вильямс и другие.
В 1920-е годы на месте монастыря была устроена детская трудовая колония имени Джона Рида. Некогда знаменитейшая обитель, подверглась теперь уже полному разорению. Ничтожная часть старинных икон, книг, некоторая утварь и мебель были спасены заведующим хвалынского музея К.Ю.Гроссом.
В годы войны в бывшем храме находился эвакуационный госпиталь.
Сегодня Черемшан - это санаторно-курортная зона. Масштабная реконструкция государственного санатория «Пещера монаха» (бывший Черемшаны 1) предполагает полный и частичный снос бывших монастырских построек. Их уже начали уничтожать. То, что пережило годы большевистского варварства, то, что еще хранит былую историю Черемшана и память о выдающихся деятелях отечественной культуры, сегодня находится на грани полного уничтожения.
Практический результат
1. Сохранение исторического ядра бывшего монастыря-санатория, который долгие годы служил брендом места.
2. Улучшение имиджа места, где инновации уживаются с бережной охраной прошлого.
3. Сохранение исторической эстетики места и памятников, как привлекательных туристских объектов.
Дополнительные материалы