По данным Росстата среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в федеральных государственных органах (центральных аппаратов министерств и ведомств) на конец декабря 2015 г. составила 111,3 тыс. рублей.
Сама численность работников, замещавших должности гражданской службы в федеральных государственных органах, составила около 40 тыс. от общей численности работников этих органов в 50 тыс. человек.
При этом ведомство не включило данные по МВД России, ФСТЭК России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, ГУСП, а также невидимую армию региональных и муниципальных государственных служащих и их зарплатах. Известно, что ряд муниципальных руководителей назначают себе денежные пособия, оклады или пенсии свыше 100 МРОТ.
Лидерами по размеру среднемесячной начисленной заработной платы являются такие государственные органы, как Аппарат Правительства Российской Федерации (231 757 руб., штат - 1 394 чел.), Администрация Президента Российской Федерации (217 179 руб., штат - 1 729 чел.), Счетная палата Российской Федерации (187 601 руб., 1 000 чел.), Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (173 933 руб., 970 чел.) и, конечно, Федеральное казначейство (федеральная служба) (165 769 руб., 476 чел.) и Министерство финансов Российской Федерации (130 908 руб., 1 219 чел.).
Аутсайдером на самообеспечении оказался Следственный комитет Российской Федерации (47 010 руб., штат - 15 чел.).
В результате среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в федеральных государственных органах почти в 15 раз превосходит новый МРОТ, в 20 раз среднестатистическую пенсию по старости, в 4 раза усредненную заработную плату российских граждан и почти в 2 раза заработную плату гражданских служащих в федеральных государственных органах в 2012 г. При всем при этом, в 15,94 трлн. руб., предполагаемом уровне расходов бюджета в 2016 году, сокращению подверглись сфера ЖКХ (-40%), образование (-8%) и здравоохранение (-11%) и социального обеспечения, 342 млрд. рублей планируется сэкономить на «заморозке» пенсионных накоплений.
Очевидно, что при таком гигантском неравенстве в доходах между гражданскими служащими федеральных государственных органах и российских граждан России не следует ожидать какого-либо улучшения уровня жизни, повышения человеческого капитала и увеличения благосостояния российского народа.
В среднем с учетом всевозможных субсидий, транспортных расходов, разных надбавок и взяток российский чиновник может обходиться казне свыше 1 млн руб. в месяц или 40 000 000 000 руб. все федеральное чиновничество. В год - это свыше 12 млн. руб. или свыше половина триллиона руб., соответственно.
Другая проблема чиновничества – устаревшая бюрократия, сопротивляемость инновациям и отсутствие необходимых компетенций для проявления государственной инициативы и принятия политических решений.
Ситуация усугубляется еще тем, что большая теневая российская экономика разъедает реальную экономику, и не дает экономически укреплять общество, способствуя постоянному росту государственной коррупции и системным нарушениям с госзакупками. Каждое министерство и ведомство разрастается различными вспомогательными объектами, которые переходят в руки чиновников или членов их семьей и доверенных лиц. За счет государства, за счет налогов населения такие чиновники дополнительно укрепляют свои финансовые позицию, используя расходы, предусматриваемые на эти объекты, для личной выгоды.
Учет миллионного состава МВД России, ФСТЭК России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, ГУСП, а также невидимой армии региональных и муниципальных государственных служащих делает бюджетные расходы на содержание госслужащих неподъемной для страны статьей расходов.
В целом, армия российских чиновников значительно превосходит российскую армию по численности и затратному содержанию, являясь основным источником социально-экономического торможения и государственной коррупции, тем самым представляя серьезную внутреннюю угрозу национальной безопасности страны и ее устойчивому развитию.
Триллионные бюджетные средства, вырученные от экономии содержания чиновников, должны быть направлены на поддержку человеческого капитала, современной социальной инфраструктуры, достойной зарплаты учителей, специалистов, ученых и инженеров, и, конечно, интеллектуальную автоматизацию государственного управления. Поскольку современное государственное управление без новейших умных технологий, без использования компьютерных систем информационной безопасности не может существовать в принципе.
Инициатива приведет к естественному оттоку федеральных чиновников-коррупционеров, преследующих свои личные выгоды, ускорит автоматизацию госуправления и интеллектуализацию госуслуг, а также поднимет уровень регионального и муниципального управления.
Практический результат
Социально устойчивое справедливое общество.
Повышение эффективности управления за счет углубления политических и административных реформ.
Реформирование политических институтов и государственных структур.
Качественная реорганизация государственной службы и его кадрового состава.
Вовлечение в госслужбу нового поколения управленцев с учетом сохранения определенного опытного слоя кадров во всех учреждениях путем уменьшения неравного отношения административной системы к институтом гражданского общества.
Интеллектуальная автоматизация государственного управления.
Справедливое и динамичное социально-инновационное государство с разумным ресурсно-экономным государственным управлением.
Достижение устойчивого научно-технологического, политического, экономического, социального и культурного развития РФ.