Существующая система ОСАГО принята в интересах автостраховщиков (страховых компаний) и не в интересах автовладельцев (водителей).
Так, для автовладельцев гораздо выгоднее (так как от этого зависит их жизнь), когда автостраховщики будут вкладывать деньги в уменьшение аварийности на дорогах с целью уменьшения расходов на выплаты по страховым случаям, нежели, когда автостраховщики вкладывают деньги в банковские депозиты (ценные бумаги) с целью увеличения прибыли при сохранении расходов по страховым случаям (на аварийных участках дорог) в надежде на то, что в ДТП попадёт не их застрахованный клиент (водитель).
Полученную прибыль страховые компании (автостраховщики) не торопятся вкладывать в ремонтно-строительные работы (мероприятия), направленные на снижение аварийности на дорогах.
К примеру, Российский союз автостраховщиков (РСА) ограничивается только информационной поддержкой (публикации, интервью, конкурсы) по профилактике предупреждения ДТП, хотя деньги у автостраховщиков есть, если посмотреть годовой отчёт Российского союза автостраховщиков (РСА) за 2014 год .
Отношение страховых выплат к страховым премиям по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств в целом по России в 2014 году составило 59,2%. То есть, из полученных автостраховщиками страховых премий – 150,37 млрд. рублей было осуществлено страховых выплат потерпевшим на сумму 89,08 млрд рублей.
К проблемам российского автострахования следует добавить: частое банкротство страховых компаний, продажа поддельных полисов ОСАГО.
Проблема автострахования в России в ещё и том, что оно дорого по причине большого количества аварий и высокой смертности на дорогах в России. Приблизительно в 4 раза выше, чем в среднем в странах ЕС (по данным за 2013 г.).
Поэтому, необходимо изменить систему автострахования (закон об автостраховании), повысив её эффективность в интересах автовладельцев (водителей).
Деятельность и развитие автострахования должно основываться на принципе «автостраховщик должен часть прибыли вкладывать в повышение безопасности автомашин и финансирование ремонтно-строительных работ по снижению аварийности на отдельных участках дорог». Тем самым нести некоторую ответственность за безопасность автомашин и состояние, качество дорог.
Практическая реализация данного принципа, пожалуй, станет одной из лучших перспектив развития автострахования в России.
Этого можно добиться, следующими предлагаемыми мерами.
Во-первых, перевода обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), в обязанность производителей автомобилей (автоконцернов) через сеть своих представительств (сервисных центров, дилеров) в регионах, предоставлять услугу обязательного страхования ОСАГО (ДОСАГО) только владельцам автомобилей, выпускаемых ими марок, и совместно выпускаемых марок (при выполнении условий по локализации производства). А также дополнительно, не более 20% от общего числа застрахованных автомобилей (транспортных средств), других (не своих) марок, для создания конкуренции между автопроизводителями.
Тем самым заинтересовать автопроизводителей в выпуске более безопасных автомобилей, в оснащении их всеми необходимыми системами обеспечивающих безопасную езду и разработки, внедрения других умных систем.
Установить переходный период в течение 5-10 лет, когда ещё разрешено работать в сфере автострахования ОСАГО остальным страховым компания (не являющимися автоконцернами) при условии, что они часть своей прибыли будут вкладывать в снижение количества аварийных участков дорог, самостоятельно или через Российский союз автостраховщиков (РСА).
Внести соответствующее дополнение в устав Российский союз автостраховщиков, обязав выделять денежных средства на уменьшение аварийности на отдельных участках дорог за счёт проведения ремонтно-строительных работ.
Далее, обязать автоконцерны совместно с руководством ГИБДД ежегодно проводить конкурсы по отбору перспективных разработок противоугонных систем (автосигнализации) для автомашин и устройств выявления приспособлений, используемых автоугонщиками в угоняемых машинах.
К примеру, в перспективе это позволит дополнительно снабдить установленные на дорогах видеофиксаторы ГИБДД средствами радиообнаружения глушилок маяков автосигнализации в угоняемых машинах (и задержать угонщика), а значит ограничить в возможностях использования технических средств угонщикам, снизить количество краж (угонов) автомашин и стоимость оборудования автосигнализации.
При снижении количества угонов уменьшится стоимость полиса КАСКО (расходы автостраховщиков на возмещение ущерба по данным страховым случаям).
Вдобавок прибыль от автострахования по ОСАГО автокомпаниями будет использоваться на развитие отечественного автопрома, выпуска современных машин отвечающих высоким требованиям безопасности.
Ещё один положительный момент, банкротство производителей машин (автоконцернов) маловероятно в отличие от страховых компаний.
В будущем страхование КАСКО должно также предоставляться производителями машин (автоконцернами) через их представительства (сервисные центры, дилеров).
Во-вторых, за счёт преобразования части (до 20%) транспортного налога в дополнительную компенсацию к обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) со стороны территориальных дорожных фондов.
Тогда сумма (объём) поступлений от налога в территориальные дорожные фонды субъектов РФ будет зависеть от показателей аварийности (количества ДТП) на региональных автотрассах, дорогах муниципалитетов, городов.
С целью снижения аварийности из-за плохого состояния дорог или наличия участков дорог с высокой вероятностью возникновения ДТП и, соответственно, для уменьшения расходов на выплаты дополнительных компенсаций по страховым случаям возвращать не 20%, а 10% и того меньше, при уменьшении количества ДТП в регионе.
Будет стимулировать Дорожные фонд более качественно относиться к проектированию дорог (разделять полосы встречного движения, строить подземные, надземные пешеходные переходы), выбору подрядных организаций, занимающихся строительством, ремонтом и обслуживанием автодорог. Требовать своевременного ремонта автодорог, очистки дорог от снега, обрезки кустарников и веток деревьев возле дорог, мешающих обзору водителей в местах перекрёстков и пешеходных переходов т.д.
Размер дополнительной компенсации к страхованию ОСАГО со стороны территориальных дорожных фондов, должен учитывать какой процент возмещения составил по ОСАГО к застрахованной сумме (стоимости автомобиля).
Сейчас автовладельцы, помимо транспортного налога, дополнительно уплачивают в Дорожные фонды деньги при покупке бензина (акцизы на автомобильное топливо). Будет справедливо требовать, чтобы до 20% от суммы собранных акцизов с автомобильного топлива также использовались в качестве дополнительной компенсации к страхованию ОСАГО.
Практический результат
При повышении безопасности автомашин, улучшении состояния дорог (уменьшении количества аварийных участков) уменьшится аварийность (смертность в ДТП) на дорогах, что также повлияет на снижение цены страховки для автовладельцев.